Моя малая родина. Село Вилегодск. Среда, 11.12.2019, 09:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Магазея в деревне Лубягино | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа

Предлагаем Вашему вниманию фрагмент исследовательской работы ученика МБОУ "Вилегодская средняя общеобразовательная школа" Владислава Рахимова "Магазея в деревне Лубягино как образец деревянного зодчества в Вилегодском районе". Научный руководитель Е.М.Маланина.

Деревянное зодчество на Севере

Деревянное зодчество - неотъемлемая часть культурного наследия нашего края. Развитие на северной земле деревянного зодчества определило обилие строительного материала - ели, сосны, лиственницы. Дерево давало возможность возводить не только прочные, отвечающие жизненным условиям северян строения, но и сооружения, удивительно красивые в художественном отношении. Из дерева строились жилища и хозяйственные постройки, возводились храмы и колокольни, сооружались крепости.   

Зодчими на Севере были простые поморы и крестьяне. У северных строителей главным инструментом был топор, именно им рубили (в прямом смысле слова) и храмы, и избы. Сколько нужно было уменья и навыка, чтобы "справлять" всё дело одним топором. Не случайно русская пословица гласит: «Дай крестьянину топор, и он починит даже часы».  Строительные приёмы оттачивались веками и передавались от поколения к поколению.                                                                        

К сожалению, навыки и умения наших предков в настоящее время во многом утрачены. Во время встреч с людьми я услышал историю о том, что в соседнем селе Павловске тоже была магазея. В колхозные времена её зачем-то решили перевезти в другое место. Разобрать разобрали, а вот снова собрать так и не смогли.                                                                                                                              

Из немногих доживших до нашего времени памятников народной деревянной архитектуры большая часть сохранилась именно на территории Русского Севера. Каждый район - это заповедная зона деревянной архитектуры. В нашем районе одним из таких памятников северной деревянной архитектуры является магазея в д. Лубягино, построенная ещё в XIX в. 

Строительные приёмы северных мастеров

Деревья для строительства рубили осенью и зимой, когда они спят и их стволы суше, а, значит, менее подвержены загниванию.   Конструктивной основой рубленого дома, в том числе и нашей магазеи, был четырехугольный бревенчатый сруб, состоявший из горизонтально уложенных друг на друга бревен -"венцов". «Важной особенностью этой конструкции является то, что при его естественной усушке и последующей осадке исчезали щели между венцами, стена становилась более плотной и монолитной. Для обеспечения горизонтальности венцов сруба бревна укладывались так, что комлевые концы чередовались с вершинными, то есть, более толстые с теми, что потоньше. Для более плотной стыковки бревен, по всей длине бревна вырубался паз. Вода почти не попадала в пазы, и сруб был меньше подвержен загниванию. Изнутри стеновую поверхность выравнивали, подтёсывая округлые бока брёвен».  Срубы жилых и общественных зданий чаще всего ставились на землю без фундаментов, в связи с чем нижние венцы рубились из более прочных пород древесины. Иногда под углы срубов и середины стен клались камни — валуны или врывались в землю «стулья» из обрезков толстых бревен.                           

Вплоть до ХХ века в строительстве старались использовать только рубленый лес, так как пиленые бревна и доски легче впитывают влагу и более подвержены гниению. Рубленые бревна от ударов топора с торцов становились как бы закупоренными, что придавало им большую стойкость к воздействию влаги.  В качестве основного плотницкого инструмента кроме различных топоров использовались тесла для выбирания пазов, долота и просеки для пробивания отверстия в бревне, черты для расчерчивания параллельных линий.                                                                                                        

К амбару, тем более общественному, предъявлялись особые требования, так как в нем хранился годовой запас зерна. Высокая прочность стен, пола и крыши, точная подгонка бревен, массивная дверь в мощных косяках, железный замок являются характерными особенностями магазей.  Характерно и то, что  стояли они особняком, отдельно от других сельских построек. Так всегда ставились общественные амбары, чтобы их не коснулись пожары – обычное бедствие сёл в старину. «Магазеи могли быть большими сооружениями или средних размеров. Как правило, это двухэтажные амбары, приспособленные для хранения зерна, игравшие роль больших складов на случай неурожая или каких-то неблагоприятных событий (пожаров, войн и пр.)  Магазеи на Севере появились под официальным государственным влиянием и строились, главным образом, на общественные средства («складничеств»), но часто самостоятельно каким-нибудь зажиточным крестьянином. Все эти постройки чрезвычайно близки между собой по конструкции, отличаясь своими размерами и пропорциями. В основном, магазеи представляют собой вытянутый в длину двухэтажный сруб, имеющий внутренние стены-перерубы и перекрытый двух- или четырехскатной кровлей, с окошками-продухами в обоих этажах. В первом этаже на торцевом фасаде магазеи, как правило, устроены ворота, на второй этаж подвода с зерном могла подняться по взвозу. Над воротами устраиваются специальные щели (или окна), предназначенные для проветривания и освещения второго этажа (см. Приложение 3). В нижней, подпольной части также сделаны продухи, дабы уберечь сруб от загнивания. Вдоль стен на обоих этажах устроены сусеки для хранения зерна, а связь между этажами осуществляется по внутренней лестнице». Сусеки представляют собой встроенный в сруб длинный и высокий ларь, разъединенный внутри перегородками на отдельные отсеки. Отсек устроен так, что на место взятого зерна в разборный ящик самотеком поступает такое же количества из сусека. 

Зачем строили  магазеи?

Как пишет автор статьи «Северные магазеи», «возникновение этого типа строений можно объяснить несколькими причинами:                                                   

1) Земледелие на Севере всегда было рискованным занятием. Вымерзание посевов, сильные неурожаи случались тут нередко. Публичный неприкосновенный запас семенного материала, продовольствия, лежавший в надёжном месте, внушал крестьянам некую дополнительную уверенность.                                                                             

2) На свободном от помещиков Севере община кустика примыкающих деревень всегда была очень сильной. И такие формы публичного страхования были за века до всякой коллективизации.                                                                        

3) Доставка многих продуктов (той же соли) в основном была сезонной – на судах по большой воде. Для межсезонного хранения необходимо было огромное помещение.                                                                                                        

4) Большие многосекционные амбары строились и в местах проведения ярмарок для хранения товаров приезжих торговцев».

Такие большие общественные амбары для хранения общественных запасов хлеба – магазеи – стояли ранее почти во всех крупных селах.  На севере урожаи скудные из-за малой пригодности почв и климата, а бывало, что ранние заморозки или проливные дожди и вовсе их губили. Своего хлеба хватало на 3 – 6 месяцев, остальной хлеб приобретали на стороне. Для хранения за­пасов привозного хлеба на случай неурожая и для того, чтобы крестьянам к весне не остаться без посевного зерна, и строились общественные амбары. Зерно потом выдавалось нуждающимся на посев или для еды. Осенью должники обязаны были вернуть взятый хлеб с определенным процентом. Для надзора за амбаром выбиралось несколько наиболее уважаемых и честных крестьян.                 

Интересные факты о магазее я узнал из книги вологодского писателя Василия Белова «Лад». В главе «Родное гнездо» он пишет: «В деревне Тимонихе в доколхозную пору имелся общественный амбар (магазея), куда ссыпали зерно в фонд общества крестьянской взаимопомощи. В случае стихийного бедствия общество помогало пострадавшему. Кладовщик, принимая и выдавая зерно, мерил его деревянной малёнкой, ровнял её верх специальной выгнутой палочкой. При приемке палочка ровняла зерно горбом вверх, при выдаче — горбом вниз. Разница шла на содержание кладовщика, на усушку, утруску и на мышей. В колхозе зерно взвешивали на веревочных весах подобранными по весу камнями — заменителями металлических гирь». При помощи словарей я выяснил, что малёнка – это деревянная кадочка, мера для измерения сыпучих тел, распространённая в России.  Ей измеряли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, горох и др. Её считали  равной 16 кг овса, 24 кг ржи и 32 кг пшеницы.  Оказывается,  сами крестьяне не могли распоряжаться зерном, хранящимся в магазее, даже в случае острой необходимости. Позволение на выдачу зерна (да и то лишь после согласования с гражданским губернатором) мог дать только нижний земский суд. Об этом я узнал из областной газеты «Правда Севера», где была напечатана интересная история о случае самоуправного разбора зерна и муки из сельской хлебной магазеи крестьянами Пурнемской волости Северо-Двинской губернии в 1804г.   В течение двух месяцев ждали они разрешения суда на выдачу хлеба, но должностные лица почему-то оставили прошения голодающих крестьян без внимания. За раздачу без разрешения начальства казенного хлеба староста  по приговору суда должен был выплатить весьма крупный по тем временам штраф - 5 рублей серебром и "хлеб тот собрать обратно".

Вилегодская магазея

В очерке «Северные магазеи», размещённом на сайте нашего села, его автор – неизвестный путешественник, ценитель этого типа старинных деревянных построек – пишет: «Одна из наиболее хорошо сохранившихся на Севере магазей – на окраине села Вилегодск. Тоже древнего (1-ое упоминание – 1381 год!), тоже когда-то купеческого, тоже на берегу реки. В её виде уж совершенно ничего излишнего».                                                                              

Наша магазея - это огромный сруб под четырехскатной кры­шей, внушительного и по-своему красивого облика.  В помещении магазеи просторно и сухо. Внутри магазея даже теперь выглядит красиво. Стены изнутри отесаны. Они  действительно выглядят монолитными: брёвна подогнаны друг к другу настолько, что даже зерно между ними не попадёт! Снаружи брёвна черные, а внутри дерево даже не потемнело от времени, а сохранило чистый жёлтый цвет.                                 

Как я узнал из литературных источников, размещались магазеи, в основном, в центре больших торговых сёл и, как правило, рядом с судоходной рекой. Расположение нашей магазеи подтверждает это. Она тоже расположена недалеко от реки. Из бесед с людьми я узнал, что раньше наша Виледь была рекой судоходной.  В послевоенные годы весной, по большой воде, в наше село приходила баржа, которая привозила необходимые населению продукты: соль, спички, керосин и др. А в Вилегодске она загружалась льном и зерном. Одна пристань была в устье речки Домгиль (у д. Насадкинская), а другая – напротив церкви. На первую привозили зерно из магазеи, а  на вторую – из Богоявленской церкви, которая в военные и послевоенные годы тоже использовалась как зерносклад.             Благодаря беседам с людьми мне удалось выяснить и дату постройки магазеи. Василий Васильевич Тропников из деревни Насадкинская помнит рассказы своего отца о строительстве магазеи. Он (отец) говорил, что магазею начали строить, когда ему было 7 лет. Родился он в 1887 году. Получается, что начало строительство магазеи приходится на 1894 год. Построена магазея из круглых еловых брёвен. Стоит она на огромных камнях. Старожилы рассказывали, что камни под магазеей настолько большие и тяжёлые, что к месту строительства каждый из них тянули по 2 лошади. Магазея  - строение очень внушительных размеров, поэтому камни лежат по всему периметру здания, а не только под углами.                                                       

В сельском краеведческом музее я нашёл воспоминания В.П. Климова из д. Заболото, в которых говорится: «По рассказам стариков, когда магазея строилась, поперечных пил ещё не было: все работы произведены топором. Не было использовано даже ни одного гвоздя кроме нескольких кованых гвоздей, вбитых в дверные крюки. До передачи магазеи колхозу "Коммунар", до отмены с колхозов государственного хлебоналога, её сусеки были заполнены хлебом. В них  засыпали рожь, овёс, горох, пшеницу, которые ежегодно менялись по сусекам. Это зерно предназначалось для сдачи государству».                                

На разгрузке зерна работали исключительно женщины. Разгружали вручную. Мешки были очень тяжёлые – по 70-80 кг. Подниматься по лестнице с такими тяжёлыми мешками на второй этаж магазеи было очень тяжело. Об этом мне рассказала Александра Петровна Тропникова, жительница д. Насадкинская, знающая об этом не понаслышке. После укрупнения колхозов, которое проходило в районе в 1950-1951 году, и отмены нормы сдачи хлеба государству зерна стало меньше, и второй этаж магазеи перестал использоваться.        Позднее, во времена совхоза «Вилегодский», в магазее хранили фуражное зерно (на корм скоту). В те времена зерно уже разгружали не вручную, а механическим способом. В магазее был установлен транспортёр, по которому зерно поднималось на второй этаж и засыпалось в короба. С этой целью к магазее было подведено электричество. Тогда же, во времена совхоза «Вилегодский», крыша магазеи была покрыта шифером. Как зернохранилище магазея использовалась примерно до 80-х годов XX в. Позже магазея использовалась как склад для хранения различных материальных ценностей.

Заключение

Несомненно, магазея в д. Лубягино представляет историко-архитектурную ценность как пример ныне редко встречающейся хозяйственно-складской постройки. Как выяснилось в ходе исследования, при её строительстве использовались приёмы, характерные для мастеров северного деревянного зодчества. Интересна и история её использования, как до революции, так и после коллективизации сельского хозяйства. История магазеи тесно связана с жизнью и судьбами наших земляков, которые в ней трудились. Беседовать со старожилами села, читать их воспоминания, хранящиеся в музее, мне было очень интересно. Я узнал много нового из истории нашего Вилегодска, стал лучше представлять жизнь села 50-70 лет назад.                                                        

Сто лет назад, когда на Русском Севере жили в рубленых домах, молились в деревянных церквях и хранили продукты в бревенчатых амбарах, все понимали практическую ценность построек. Но почти никто не думал о том, что деревянные строения – это подлинное искусство! Когда люди поняли это, старинные деревянные постройки уже начали исчезать, ведь они не долговечны. Поэтому необходимо сберечь то, что ещё осталось. Хлебный амбар — «магазея» — одно из немногих, к тому же почти полностью сохранившееся деревянное строение XIX в.  Тем большую ценность оно приобретает и заслуживает самого бережного отношения как памятник не только Виледи, но и всего северного региона. Нужно уважать прошлое, гордиться дошедшими до нас из глубин времени творениями наших предков, учиться эстетически наслаждаться ими. Необходимо сделать всё возможное, чтобы сохранить магазею в деревне Лубягино – этот уникальный памятник истории и культуры – для нынешнего и будущих поколений. К тому же, магазея ещё может принести огромную пользу нашему району как интереснейшая достопримечательность и привлекательный объект для туристов.

 

» Поиск

» Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

» Архив записей

» Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании


  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz