Моя малая родина. Село Вилегодск. Вторник, 19.03.2024, 12:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Истоки, продолжение (часть 5) | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа

 

Стихотворение любимой подруге (Прасковье Николаевне)

 

Милая подруга, дорогая,

Я не знаю с чего мне начать.

Может с детства,

Как мы подружились,

Не могу я больше умолчать.

 

Помню годы, годы молодые,

Когда три годика было мне,

На повете с мамой стояла

Мама говорила тогда мне:

«Видишь, вон твоя подруга

Паша, Пашею зовут»

 

С той поры мы шли одной дорогой

Долго не кончался этот путь.

Школа, детство, голод и разруха.

На одной парте навсегда.

В школу – вместе и из школы вместе,

Не разлучал никто и никогда.

 

Помнишь школу Вилегодскую

Бегали домой, сломя голову бежали

Как бы повидать родную маму

И на дорогу хлеба с ломтик положим

Шли дорогой песни пели

Пели задушевно от души.

 

А над нами соловьи свистели.

Сколько у нас пропето, не сочли.

Да, ты помнишь сенокос и лето

Пели у избушки у лесной

Пели и плясали до рассвета,

Молодые были и с мечтой.

 

Помнится то лето в Вилегодске,

Когда Троица была.

Ты была одета в белом платье

И коса была длинна

И походка – красивой,

И осанка, и стать.

 

Вот и выросли большие

И дороги разошлись.

Ты пошла своей дорогой

Мы дедушками, бабушками стали

Так и ведётся в жизни у нас.

Я тебе добра желаю

В этот день рожденья твой,

Здоровья крепкого желаю.

Подружка моя (перепевки)

 - Подружка моя, передай Пете привет,

Он к весёлому времени придёт или нет.

 

- Подружка моя, не могла я передать,

Когда мимо окон шла, его не было видать.

 

 

- Подружка моя, плохо ты старалася

Когда мимо окон шла, постучать боялася.

 

- Подружка моя, как же буду я стучать,

Если выйдет его мать, что я буду отвечать.

 

- Подружка моя, ты бы так ответила:

«Отворяй, мамаша, двери, ухажёрка Петина».

Шенина Лидия Яковлевна

1931 г.р., с.Вилегодск,

записано в июле 2008 г. Е.Г.Байбородиной.

 О себе: Мама – Евдокия Пахтусова (отец называл Анастасией, так как Дуня плохо). Маму выдали замуж в д. Лекваж, обвенчали, прибавили семь лет, ей  было тогда всего четырнадцать, на титьки наклали куделю, в сапоги – тоже куделю. Её первый муж - Павлин, умер во время игры, бросали камень через себя, нечаянно ему прилетело. У них было двое детей, оба умерли. Мама после первого замужества приехала в д. Городок к родителям. Отчим ей сказал: «Или в петлю, или в воду, или пойдёшь за Якова», т.е.  за моего отца,  вышла и родила семерых детей.

    Рассказала, как лечили от малярии: на печку времянку вшей чесали, только почёкивает, их собирали, ложили в молоко и пили; также лечили мочой.

Названия деревень:  д. Попова гора (д.Щербинская) от того, что земли поповские; д.Борок – деревня выехала на бор; д. Васюнино – от какого-то Васи; д.Теринская (Дураковы) – убрать дураков.

 Тропникова Екатерина Васильевна,

1919 г.р., с. Вилегодск (родом д. Закурья),

записано в июне 2008 г. Е.Г. Байбородиной.

 О себе: Было девять детей, всех покстила, в живых осталось семеро, не всё равно хоронить детей. Бабушка моя жила до 98 , учила меня уму да разуму. Сын живёт в д. Кондаковы.

Праздники: Девятая пятнича(ца) - Пиво варили, а так не праздничали. В Ильин день  в Ильинск приезжали на лошадях молодые ребята и скакали на них. ?

Церковь: В Селянах (селе) есть церковь и кладбище, помнит матушек: Филарету (в миру Матрёну) и Нектарию (в миру Татьяну), они соборовали масло. (?)

 Шенин Николай Иванович,

1932-2003 гг., с. Вилегодск (родом д. Задняя гора Быковского с/с), записано в 1999 г. Е.Г. Байбородиной.

 О себе: Родом из деревни Задняя гора Быковского сельского совета. Закончил семь классов, написал заявление в Холмогорский зооветтехникум, начал ждать вызова. Сам в это время работал в лесу, а вызов из техникума нашёл меня только в октябре, ехать учиться было уже поздно, так и остался лес маркировать. Потом работал учеником счетовода, бухгалтером, в 1955 году ушёл в армию. Служил в пограничных войсках, кстати, все мои  трое сыновей тоже были пограничниками. После армии опять уехал работать в леспромхоз. Работал в Широком Прилуке, организовывал Фоминский лесопункт, был бухгалтером и начальником до 1965 года. Построил в Фоминске  свой дом, который впоследствии перевёз в Вилегодск. Долгое время работал директором совхоза «Вилегодский».

    Ещё в юности научился играть на гармошке, в нашей деревне было трое таких парней, как  я. Очень хотелось научиться играть на гармошке. У тётки одного из парней была гармошка, вот теребили, да теребили и понаучились играть. Во время службы в армии в Ивано-Франковске купил себе гармонь, потом и на родину привёз. Сам играю в основном для настроения, утром встану, умоюсь и обязательно гармонь в руки возьму. Во время работы в леспромхозе купил себе русскую гармошку. Теперь у меня гармошка-хромка, мало моложе меня, сам и ремонтирую. Играю на свадьбах, праздниках, концертах в ДК, пою частушки, которые составляю сам. Есть тетрадь, куда их записываю. Старший сын тоже научился играть на гармошке и на баяне. Учился у меня, не по нотам.

 Пляски: В деревне Задняя гора раз в неделю, в субботу, собирались на маленькие пляски.

 Собственные частушки:

Раньше ели хрен да редьку,

Получали трудодни.

Теперь не хрена и не редьки,

Только лозунги одни.

 

Я частушек много знаю

И хороших и плохих,

А кто не знает никаких

Да пусть послушает моих.

 

Командиров на деревне                                

Как и раньше – пруд пруди,

Мы как были крепостными,

Так остались в крепостных.

Говорят в совхозе плохо,

Мне в совхозе хорошо,

До обеда ждут наряда,

А с обеда пьют вино.

 

Слушай, милка дорогая,

Завтра в космос я лечу,

Если пенсию не дали,

Я на Марсе получу.

 

                 Шли с милашкой возле бани,

                 Через липовый пенёк,

                 Милашка юбку потеряла,

                 Я резиновый сапог.

 

                 Мы с милашкой у реки

                 Играли в карты «в дураки»

                 Милашка юбку потеряла,

                 Я последние портки.

 

                У милашки двери сняли

                И корову увели,

                Милашку к койке привязали,

                Ёлки-палки, лес густой,

                Кошелёк опять пустой.

 Шенин Иван Иванович

1939-2000 гг., (родился в д. Задняя гора

Быковского с/с, проживает в г. Сыктывкаре),

записано в 1999 г. Е.А. Незговоровой.

 О себе: Играть научился где-то в третьем классе. Старший брат Николай купил себе гармошку еще до армии. Пока он службу проходил, я пиликал. А вообще, вдохновителем игры на гармошке был мой брат Коля. Помню, как на сенокос ездил с гармошкой, был я тогда маленький, только одна голова из-за гармошки торчит. Всего у меня три гармошки: одна привезена с Виледи, другая с Кирова, третья с г.Горького. Все были сделаны по заказу (не фабричные). Гармони отличаются друг от друга по тональности, например: горьковская – более высокой тональности, кировская – до- мажор. 

             В городе  гармошку  в  руки  беру не часто,  в основном  играю  на даче,  праздниках, свадьбах.

        Люблю играть плясовые. Будучи в командировке в г. Северодвинске, принимал участие в программе  «Играй, гармонь» Геннадия Заволокина. Свое выступление посвятил землякам - вилежанам, сказал, что есть такой Вилегодский район в Архангельской области, где каждый второй играет на гармошке. Мой сын закончил музыкальную школу, играет на гармошке и баяне, внучка играет на фортепиано.

           Пожелание вилежанам: процветания, развития, популярности, приобщение детей к игре на гармошке. Чем больше талантов, тем жить веселее. 

 деревня Дресвянка

 Анкудинова Ия Андреевна

 1933 г.р., д. Дресвянка (родом д. Самино),

записано в 2003 г. Е.Г. Байбородиной.

Праздники: Пасха -  На качелях качались, пинки бросали, приходили на праздник и старые и малые, все жители д. Самино, от Дураковых тоже приходили. Собирались все на рёлке (высокое место), где качели стояли, наряжались красиво, в сарафаны. Сарафаны были на лямочках, широкие с бором, под сарафан одевались рубахи с длинными рукавами и манжетами, на головах платки с половинками или одни платки. Родители всегда выходили на праздники в вилегодском костюме. На ногах носили ботиночки с высокой голяшкой со шнурком, туфельки или уледки с белыми онучками (портяночками). Троица – «Муж у меня с Максимихи,  утром в Троицу шли, как говорил муж, «к тёще». Пировать начинали у мамы в Самино. С утра уже шли гости, пили вино, пиво, плясали, да и гармошка была. Вообще в Самино гармошек было мало. Нас целую неделю не отпускали, переходили из дома в дом по всей деревне и назавтра. В 50-е годы церковь была закрыта и на кладбище не ходили. Мужики раньше не напивались, чтобы валяться. Угощали вином и пивом из братынь»- рассказала дословно Ия Андреевна. Яишное заговенье - Играли «В шапку». Порой с Троицы до Яишного заговенья праздновали.

    В праздники столы накрывались белой скатерточкой, вытканной своими руками, хлеб клался округ стола: мяккие, нарезанные ломтями, шаньги картовные и заспенные, хворосты насканные, драчена, яичница, грузди, ягоды, капуста, самогон.

Пляски: За столом в праздники старухи пели песни, не все ведь плясали, танцев никаких не было, постарше плясали своим кругом. «Звездочка» - идут парни хлопают девок, девки выходят, кругом пляшут, а парни стоят, девки держатся за руки крест-накрест, к каждому парню подходят, покрутятся и опять за руки берутся, так каждая девушка должна подойти по очереди к каждому парню, пока не подойдет к  тому парню, который её хлопал. Повернулись, круг прошли, в центре пляшут ребята, а девки стоят.

Игры:  «В шапку» - Каждый участник оставляет шапку, на кон надо положить по одному яйцу, все разбегаются, прятаются. Ведущий под шапки раскладывает яйца: кому-то одно положит, кому-то три, кому-то ни одного, кому сколько. Кричит: «Давайте бежите». Все бегут и хватают шапки (можно любую, не обязательно свою), открывают, у кого сколько яиц под шапкой, берут себе. Участники: и девки, и парни, можно и десять человек. Опять все оставляют по одному яйцу  и вновь разбегаются. Ведущий опять раскладывает. Если на кон  яйцо не ставишь, то выбываешь из игры. Каждый старался как можно больше выиграть яиц.

Влазины: Кошку вперед пихали (пропускали), про икону не помнит, ведь самое безбожное время было, церкви были закрыты.

Заговоры: Передать заговоры, т.е. учить можно только молодых и то один раз (одного человека). Умеет помогать от испуга, уроков, грыжи. Можно помочь от испуга, но если он не очень старый, т.е. случился недавно.  Хочет научить этому внучку.

Ремесло:  Рассказала следующее: «Из дома ушла в 14 лет и меня не научили ткать. Однажды пришла домой, да увидела у мамы стан стоит: «Дай-ко, я ужо сяду», так она меня выбросила из-за стана, видать там неладно (плохо) кромку какую-то сделала. Видела, как ткали полотенца браные. У нас раньше не было простых скатерочек (скатертей), вытыкали какие-то «окошечка». Пояса мужские видела, как плели, без приспособлений, только шилом приткнут».

Непеина Фаина Андреевна

1928–2003 гг., д. Максимиха (родом д.Самино),

записано  в 2003 г. Е.Г.Байбородиной.

О себе: в семье нас было четверо: я, Манька, да два брата. Хотелось с парнями-то из других деревень встречаться, бегали на немое кино и на пляски, а назавтра надо работать и теми же глазами глядеть.  На сенокос бежим  порой за двенадцать км. У меня парень был из Ильинска, с которым хороводилась, а наши девки зарились (завидовали), так за него, правда, не вышла замуж, не получилось. «В руку судьбу не возьмёшь, только вспомнить остаётся». Раньше я веселая была, все песни пела, бежу в делянке-то размечаю и пе(и)сни пою. У меня супостаток-то много было, меня  ребята ране то  звали «Саминский соловей».

Праздники: Пасха - На угоре качулю вешали (ставили), да как качались, приходило со всех деревень естолько-то (столько-то) молодежи,  пляскам да веселью не было конца, тут и стар и мал, уж скучать некогда!  Яишное заговенье - саминцы любили прятать яйца под шапку, играли мужики да парни. Призналась, что ее тятя (отец) приносил домой по целому решету, играя в «Шапку».

Игры: «В Шапку» - Начиналось с того, что каждый играющий клал на кон по одному яйцу и оставлял свою шапку или кепку, а водящий раскладывал их под шапки, под одну из них яйцо не клалось, а под другие, например, два, три… Играющие отворачивались, после чего по команде водящего поворачивались лицом к происходящему и каждый брал любую шапку. Одни проигрывали, другие выигрывали. После чего игра начиналась сызнова, играли долго.

Частушки: Однажды Вепрёву Игорю Васильевичу надо было придумать частушки, он поехал в Архангельск, так Фаина Андреевне придумала около ста, они сейчас у неё  в голове. Подруга Тайка тоже помогала придумывать

Вспомни, милая подруга,                                              Где мы с дролечкой стояли

 Как мы ране жили - то,                                                Тут любимый уголок,

 Да ты вздохни,                                                              Теперь зайду на то местечко,

 А я подумаю, кого любили-то.                                    Только дунет ветерок.

 

Вспомни, милая подруга,                                                Ране Саминска деревня

Как мы ране дролились,                                                 Была любимая,

Да не придут наши матани,                                            Она и нонь не опротивела

Мы не беспокоились.                                                     Да нету милого.

 

Вспомни, милая подруга,                                               Супостаточку мою     

Как мы ране жили,                                                         Я по юбке узнаю,

Да ты вздохни, а я подумаю                                          Юбка узкая и  длинная

Кого любили.                                                                  Походка буратинная.

 

Задушевная подруга,

Не горюй, а веселись,

Все твои дела исправила

Несу от дроли вись (весть).

Заговоры: Мама её учила: «Придёшь в клуб, на порог ступишь обема (обеими) ногами и надо соскочить обема и говорить: «Порог подо мной, весь мир передо мной». Еще учила: «Никогда на колини (колени) никого не сади, а сама садись: «Сяду, сяду, всех девок присяду, а сама перва пойду». Ну и правда, садилась к девкам и парням.

Религия: Прочитала утреннюю молитву «Отче наш», «Песнь Пресвятой Богородице», «Мира заступница». Жил в д. Васюнино её  дядя Алёша, который служил  в деревне в своём доме «Церква - та наша в Вилегодске хоть и не нарешена (не разрушена) была, но службы-то не было. Вот дядя – то Алёша всех нас  ставил перед молитвой (я тогда в школе училась), дядя и научил меня молиться. Когда шибко – то тяжело будет на душе, вдовушкой-то, говори  молитву «Мира заступница» (в  35 лет осталась  без мужа). Едешь с работы, новое и одна едешь, а молитву прочитаешь и проедешь, и воз не извалит, и легче станет» - поведала она.

Гомзякова Евдокия Ивановна

1914-2001 гг., д. Дресвянка,

записано в 1996 г.  Л.Ф. Лапшиной.

Сватовство: Раньше знакомились на плясках, а потом  засылали сватов. Назначали время, во время сватовства договаривались о приданом: «Наш жених, ваша невеста». Молились  богу, садились за стол, угощали сватов, выпивали вина немного.

Девишник: Молодые девушки с рукоделием приходили в дом невесты, где вышивали, вязали, пели песни. В этот день жених  мог прийти к невесте в гости попроведать: «Без жениха какой девишник, а если не придет, так можно подумать, что вдруг раздумает».

Свадьба: Жених  подкатит со своими гостями, ему помощником был тысяцкой. Перед тем, как зайти в дом к невесте, ещё на росстани к дому, тысяцкий  читает или говорит: «Там ли деревня, да та ли губерния, да тот ли город, да в том ли городу молодая княгиня живёт?». В доме невесты за столом посидят, а потом ехали  на венчание в церковь. Гости жениха, которые не приезжали в дом невесты, ждали молодых в доме жениха. Раньше-то никаких свидетелей на свадьбе не было, только крёсный да крёсна.

Праздники:  Рошво(Рождество) - Плясали не по одному дню, откупали избу за пироги. Наряжались, запирали, ворожили: ломали и считали тын. Крещение - Пивной праздник. Приезжали гости из Ильинска, Павловска, со Слободки. Гуляли и веселились, переходили из дома в дом с гармошкой. Воду  приносили из реки в церковь и  освещённую брали домой, её лили в колодцы, прыскали по углам дома, на повити. Масленица - Катались на шестах, на лошадях. Пасха - Ходили с иконами по деревне из дома в дом, служили молебен. Это происходило и  в родительский день, во вторник, после Радушного воскресенья. В церковь ходили в с. Вилегодск, раньше в  этом селе строилась и вторая церковь, да ее сломали, не дали постоять-то. В начале 30-х годов Богоявленская церковь была вся засыпана житом, церковь превратили в склад, потом начали восстанавливать. Все иконы сохранила матушка Александра. Троица - Раньше в Троицу шли от обедни на могилки своих родителей, посидят там, крестики «положат», заспу (крупу) посыпят. В церкви же освещали веточки берёзы, их приносили домой и затыкали под крышу…  В этот день гуляли с гармоньей под каждым кустом, если погодка хорошая угодит дак, везде тепло и хорошо.

Частушки:   

Утка за морем гуляла                      Потеряла я колечко,                       Отвори, мама, окошечко

Потеряла гребешок,                        Лён трепала в саннике,                   Головушка болит,

Я девчоночкой не знала                 Я на завтра увидала,                      Не обманывай-ко, дитятко,

Где-ка вырос женишок.                  Милый носит на руке.                      Тальяночка манит.

 

                                                   Я не маленька была

                                                   Всё я с мамушкой спала

                                                   А побольше выросла

                                                   Постельку на мост вынесла

                                                   А с мосту на повить.

                                                   Ближе к милому ходить.

 Журавлёва Зоя Трофимовна

1922-2010 гг., д. Дресвянка,

записано в  июне 2003 г. Е.Г. Байбородиной.

О себе: Всю жизнь проработала учителем начальных классов. Отец, Трофим Иванович Журавлёв, строил артель инвалидов и возглавлял, кроме того сапожничал, принимал заказы. Сама занималась лоскутным шитьём.

Праздники: Рождество - Рано утром ходили на пляску, просились в какой-нибудь дом. Это были маленькие пляски (10-11лет). Подростки (парни) ходили уже с гармошкой. Крещение - Перепевались по всей деревне (ходили с гармонистами), катались на санках. Яишное заговенье - Катали яйца, играли в карты на яйца.

 Непеина Тамара Григорьевна

1933 г.р., д. Дресвянка (родом д. Пузырёво),

 записано в июле 2008 г. Е.Г.Байбородиной.

 О себе: Муж – Виталий Максимович из д. Васюнино. Сама родилась и до замужества жила в д. Пузырёво. Мой дедушка был крутой.  Когда пришли сватать, просил, чтобы со стороны жениха, что-то спели. А они не поют, говорит он им: «Не отдам», но отдал, так как я, невеста, просила отдать, да и будущий свёкор громко выражался: «Уедем». Высватали, наметили свадьбу и гуляли. Утром жених и женихова родня в Пузырёво плясали, а к вечеру пешем обратно ушли в д. Васюнино. Помню, что было много гармонистов, на хлебины не ездили. Мой жених (муж) сам себе сшил рубаху на свадьбу и потом всю жизнь для себя шил. Мама моя родом из д. Сафроновская, выходила в замуж в д. Пузырёво, не хотела выходить, а отец сказал: «Выйдешь, из одной поскотины -  жить можно». Моему брату Виталию Григорьевичу (д. Пузырёво) долго искали невесту, а он говорил, то губы не те, то ещё что. На своей свадьбе с Любовью Евграфиевной (1933 г.р.), которая родом из д. Прокопьевская, сказал, что жить с ней не будет, да вот до сих пор живут, хотя она маленькая и худенькая. Брат мой был красивым на загляденье, да и игрок известный. Родилась у них дочь Тамара. Когда я была в девушках, с сестрой Ниной ходили на пляски в д. Шаманиха, мама только нам наказывала: в подоле не принесите. Помню, были связаны чулки из широкого поперечного пояса, куда с добром.

     «Без Бога - шире дорога», с таким названием была оформлена выставка в библиотеке с. Вилегодска (всю жизнь проработала  библиотекарем). Один читатель пришёл и говорит: «Ты чего, Нина, с ума сошла?» А Кононову Владимиру Петровичу, секретарю райкома партии кто-то сообщил, что у меня дома даже икона, а я была секретарём партийной организации, вот он приехал и сказал: «Я не думал, что ты так поступишь».

Гавшева Антонина Савватиевна

 1933 г.р.,  д. Дресвянка, записей О. А. Угрюмова «А духом не падали» (в с. Яренске, 2004 г. издана его книга «Вилегодская особинка» по материалам записей).

 О себе: Помню, как на сенокос ходили, мне тогда 11 годков было. Бригадир ночью поднимал и бежали косить, не одно стожье уж окосим, а солнце только поднималось. Приходили к избушке в восемь, в девятом часу, начинали крутить ручные точила. А мужик один точит, кому-то хорошо косу наточит, кому-то плохо. Варили, у каждого свой котелок был. Носили продукты в берестяных туесках. А чего варили? Если дома скотину зарежут, так и мяса дадут. Хлеба мало было. Мы из лесу носили клевер, мама его сушила, добавляла в муку, чтоб не распадалась лепешка. Однажды испекла она нам по булке и сказала: «Вот хоть ешьте, хоть храните, а это вам на три дня и больше не просите». Мы эту колобушечку прятали, а у меня была младшая сестра, которая, куда бы не  запрятай, все равно найдёт. Я хвачусь: «Опять откусила». Всегда хотелось есть. Бывало в школу идешь, брюкву с собой возьмешь, пока на уроке-то сидишь, ногтем  под партой колупаешь, да палец сосешь… А папа говорил: «Только не воруйте!» И в жизни не было на уме, чтобы что - то взять чужое. Папу, конечно же, мы уважали и боялись, но ему за нас никогда не было стыдно.

    В семь лет ходили чистить яровые, мама шила холщовые передники, определяли полоску и каждый чистил ее, сорняки собирали в передник. Побольше стали – начали возить навоз на лошадях. А кто был маленький, годов до восьми, у затвора «садили», как подъезжала подвода, открыть надо было.

    Раньше народ- то был сильный. Передо мной парень родился  у мамы, Веня. Мама рассказывала: была на сенокосе с папой за шестнадцать километров. Они косили, она и говорит: «Ой, Савватий, пойдём-ко под кустик, сымай рубаху-то». Он рубаху скинул, она на неё родила мальчика. Папа сделал чуман, коробка такая, из бересты. Вот в нём и принесли Веню домой. Ночь дома переночевали, бабушка осталась, а мама снова на сенокос. А бабушка так кормила: тряпочку беленькую, раньше марли-то не было, туда хлеба чёрного нажуёт, добавит немножко соли и песочку и даст сосать. Когда через неделю она приехала с сенокосу, он уже не знал и как грудь берут. А крепыш такой вырос.

Читать далее http://selovilegodsk.narod.ru/index/istoki_prodolzhenie_chast_6/0-265

» Поиск

» Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

» Архив записей

» Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz