Моя малая родина. Село Вилегодск. Вторник, 19.03.2024, 14:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Истоки | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа

Истоки

информационный материал,

записанный в экспедициях по деревням

МО "Вилегодское"

Составители:

Е.Г.Байбородина, заместитель директора МУК "ОМЦНТ", заведующая отделом народного творчества;

Н.В.Полушина, специалист (методист) по традиционной культуре;

И.В.Буторова, специалист (методист) по информационно-аналитической деятельности.

с. И-Подомское, декабрь 2010г.

 

«.. .Всему свое время...

Время плакать и время смеяться;

Время сетовать и время плясать;

Время разбрасывать камни,

И время собирать камни...»

(Так говорил Екклесиаст о вечном и проходящем)

Чтобы не угасла память о наших предках, чтобы традиции, завещанные нам, жили в нас и имели дальнейшее применение, была проведена большая работа по обработке и оформлению материалов, собранных во время поисково-исследовательской экспедиции по деревням МО «Вилегодское» в 2003 году. В данной экспедиции участвовали работники Дома народной культуры: Е.Г. Байбородина, Е.А. Незговорова, М.В.Юдина.  В с. Яренске 2004 году О.А.Угрюмовым издана книга «Вилегодская особинка», в которой опубликованы его записи о двух сёстрах Р.С. Аникиевой и А.С. Гавшевой. Эти записи использованы в материалах «Истоки». До этого времени состоялись встречи с носителями традиционной народной культуры и гармонистами вилегодских деревень в лице Л.Ф.Лапшиной, Е.А. Незговоровой, Е.Г.Байбородиной. За каждой записью, будь то предание, песня, загадка, пословица, игра, - стоят люди, хранители уклада жизни, быта, устного народного творчества вилежан. К сожалению, многих наших собеседников уже нет в живых. Светлая им память!                                                                                                                  В январе 2010 года организован был выезд Е.Г.Байбородиной и Н.В.Полушиной в деревни Сафроновская и Маурино. Сюда не вошли материалы фольклорно-этнографической экспедиции МГУ (филологический факультет, кафедра русского устного народного творчества, 2008 год). Надеюсь, данный информационный материал «Истоки» определит пути продвижения и преемственности народной культуры Виледи, вовлечет к непосредственному участию в ее возрождении новых людей, и будет способствовать уважению своей «Малой родины», ее людям, как говорится:    « Знакомое, еще не есть познанное...»

С уважением Е. Г. Байбородина, Заслуженный работник культуры РФ.

 

Поисково - исследовательская экспедиция

МО «Вилегодское», 1998г., 1999г., 2003г., 2004г., 2008г., 2010г.

 

1. деревня Маурино

           1.   Меньшакова Анна Ефимовна (1909-2001 гг.)

           2.   Милькова Анна Андреевна (1923-2003 гг.)

           3.   Шевелева Лидия Степановна (1928 г.р.)

           4.   Собашникова  Ия Ефимовна (1930 г.р.)

           5.   Милькова Людмила Степановна (1938 г.р.)

           6.   Собашников Кузьма Игнатьевич (1934 г.р.)

           7.   Елезова Манефа Васильевна (1932 г.р.)

           8.   Тропникова Нина Яковлевна (1935-2004 гг.)

 2. деревня Сафроновская

            1. Аникиева Анна Ивановна (1923 -2010 гг.)

            2. Аникиева  Мария Викторовна  (1934 г.р.)

            3. Аникиева Раиса Савватиевна (1928-2008 гг.)

3. деревня Новораспаханная

            1. Попов Тимофей Васильевич (1914-2004 гг.)

4. деревня Щербинская

            1. Харитонова Лидия Петровна (1922-2009 гг.) 

            2. Милькова Нина Ефимовна (1915-2001 гг.)

5. деревня Мышкино

            1. Костин Василий Иванович (1925 г.р.)

            2. Харитонова Манефа Ивановна (1924-2004 гг.)

  6. деревня Гришинская

          1. Попова Анна Александровна (1913-2006 гг.)

          2. Шенин Виталий Семёнович (1938 г.р.)

          3. Лазутина Ия Андреевна (1926 г.р.)

 7. село Вилегодск

            1.   Собашникова Любовь Егоровна (1923 г.р.)

            2.   Бушуева  Ия Ивановна (1937 г.р.)

            3.   Шенина  Лидия Яковлевна (1931 г.р.)

            4.   Тропникова Екатерина Васильевна (1919 г.р.)

            5.   Шенин Николай Иванович (1932-2003 гг.)

            6.   Шенин Иван Иванович (1939-2000 гг.)

 8. деревня Дресвянка

            1.   Анкудинова Ия Андреевна (1933 г.р.)

            2.   Непеина Фаина Андреевна (1928-2003 гг.)

            3.   Гомзякова Евдокия Ивановна (1914-2001 гг.)

            4.   Журавлёва Зоя Трофимовна (1922-2010 гг.)

            5.   Непеина Тамара Григорьевна (1929 г.р.)

            6.   Гавшева Антонина Савватиевна (1933 г.р.)

            7.   Журавлёва Зоя Николаевна (1931 г.р.)

 9. деревня Гагарино

            1. Бушуева Манефа Яковлевна (1932-2010 гг.)

                                             деревня Маурино

 Меньшакова Анна Ефимовна

 1909-2001 гг., д. Маурино (родом д. Маурино),

записано в 1996 г. Л.Ф. Лапшиной.

О себе: Семья у нас была небольшая: брат, сестра и я. Жили дружно, скандалов не было. Похождений в жизни было много, замуж два раза выходила (парни были из своей деревни), в церкви не венчалась.

Праздники: Рождество – Рошво. Девки и парни бегали гадали (ворожили) на Рождество. Всяко притворялись: маски на лицо накладывали, наряжались. Например, женатые мужики  переодевались в побирашек, переодевались парни в девок, девки – в парней. Наряженными ходили по домам, где давали пироги, разную стряпню, а потом все вместе это и ели. Избу откупали, платили пирогами, да всяко. Избу выкупали только девки, устраивались пляски, игры. Крещенье - не девичий праздник. Масленица - катались на угорах, шестах. Пасха - священники ходили с иконами по деревне, освящали, а назавтра они уже шли в другую деревню. В д. Маурино отмечался праздник Троица.

Пляски: Плясали «Восьмёрку», «Чижика», «Звёздочку».

Свадьба: До свадьбы было сватовство. Когда приходили сваты, то говорили, что пришли за работящей. Рассказала: «Раньше  родители невесты давали приданое, я, например, в приданое привела корову. На девишнике девушки шили, помогали невесте, готовили подарки. Жениху дарили рубахи, полотенца, браные пояса. Парни на девишник тоже приходили».

Вилегодский костюм: Носили в праздники сарафаны (по цвету  черёмуховый, алый), рубаху со станом (низ рубахи), верх рубахи был вышит. Девушки  косники (косы) заплетали с лентами. На ногах – ботиночки, уледи, лапти. Повязку  на голове не носили, носили платок, а после замужества завивали ком.  На работу носили юбки, а не сарафаны, шили их  из набивной ткани, пестряди. В д. Лубягино жила женщина, которая умела набивать ткани. Свадебный сарафан, рубахи, нагрудники шились своими руками или на машинке. На подол нагрудника пришивали вески или пристрачивалась вышивка. У  невесты на ногах ботиночки,  жених в сапогах, брюки чёрные, рубашка тоже вышитая. Пояса широкие, покупные с ярмарок.

Вилегодская кухня:  На свадебном столе обязательно были драчёны, суп, рыбные пироги (уже открытые), вино, пиво, самогон. На первый стол, где сидели жених и невеста, ладили (готовили)  получше. Гости собирались, вся родня, отовсюль ехали. Умела пиво варить сама, варили в котлах,  катчах на пивоварнях (пивоварни устраивались на берегу реки). В обыденные дни тоже делали заспенные и картовные драчёны на молоке. Когда в лесу работали, саламаты мешали (свинины наварят, да ещё истолкут, толокна да масла положат). Кашу-подымницу(чу) варили из ясной муки на дыму, ели  с маслом, молоком, сливками. Пестовники пекли  на тоненьких и толстых корочках. Рыбники пекли из рыбы, которую ловили сами.  В говиньё раньше все постничали, молосное не ели, а ели капусту, редьку, рыбу, растительное масло.

Ярмарки: На ярмарках продавали хлеб, калачики, масло, рыбу, а сами коровье масло копили и продавали. Ботиночки, широкие пояса тоже покупали на ярмарках, как в Павловске, так и в  Ильинске.

 Ремесло: «Сама раньше ткать умела, сестра старшая ткала браные полотенца, а матушка у нас была на все горазна (гораздна, всё умела делать)».

Похороны: Отпевали в церкви, закрывали гроб полотенцем, полотенце же оставляли в церкви. Как пройдёт 40 дней, полотенце можно было забрать, но при этом надо заплатить сколько-нибудь денежек. Если же за полотенцем не приходили, то церковь могла продать его кому-нибудь другому. Назначали торги по продаже после обедни, в воскресенье.

Милькова Анна Андреевна

1923-2003 гг., д. Маурино,

записано в 1996 г. Л.Ф.Лапшиной.

Влазины:  «Въезжали в новый дом ночью. Ехали на лошаде(и) с Комшихи: ребят, да и бабушку-свекровку посадили на сани,  я сзади с помелом, на помеле и ехала (обседлала). Первой в избу зашла бабушка, занесла икону, поставила в сутки, т.е. красный угол и прочитала молитву. Я мяккий  (хлеб) принесла в руках, сразу катанула от порога, он и покатился, да прямо в сутки, как и надо было, как будто руками положено.

   Как поехали из старого дома, вместе поужинали. Всё, что осталось на скатёрочке -  какая артиль, чего полажено было, то и принесли в новый дом. Когда выходили из старого дома, дверь оставили полой (незакрытой), звали с собой домового: «Суседушко, пойдём с нами!»   В новом доме сели чайку попили,  бабушка бросала денежки -  на богатство. Строились после войны, тяжело было, дети пошли, так влазины и не справили, гостей не позвали. А вот  свадеб собрала шесть»- поведала Анна Андреевна. 

Вилегодская кухня:  Каждый раз встречают молодых с хлебом – солью. На свадебный стол ставили: холодец, рыбные пироги, сыр, кисель, картовны да заспенные драчёны, ладку мяса изладят да ещё туда и картошки накрошат. На первый день мясной суп варили, на второй день -  уху. Рыбный пирог ставили головой в сутки, а хвостом под порог. На свадьбу варили много пива, наливали в большую братыню и пускали за столом по кругу. Раньше и водку пили из одной посудины – обносили, не каждому стопочка.

    На поминки готовили кисель с молоком, сыр из грудочек. На могилу приносили пирог рыбный, яйца, пиво. Мать ей раньше приговаривала: «С вином на кладбище не ходи, пивом поминай». Как придёшь на могилку, надо сказать: «Царство небесное, светлое место», поколотить по памятнику и поставить три крестика. Стакашек пива лила обязательно на могилку матери, так как та очень любила пиво. Мужчинам лили вино или водку около креста.

Шевелёва Лидия Степановна

1928 г.р., д. Маурино,

записано в январе 2010 г. Н.В. Полушиной.

О себе: Родилась в 1928 году в деревне Лубягино. У мамы моей нас шестеро было, трое остались в живых, трое умерло маленькими. Замуж вышла в д. Маурино за Александра Петровича Шевелева. Сама работала на скоте: дояркой, поросят выращивала. Отец воевал в Гражданскую войну, сохранилась его фотография в военной форме. Муж хорошо на гармошке играл, на пляски часто ходили. Сватать меня приехало пять человек: Натоля Андрюшкин, тетка Оля (мамина сестра), дедушка Михаил, будущая свекровь, жених.  Пришли, поздоровались, мама велела мне поставить самовар. Дедушка Михаил (он умел шептать) подошел ко мне, погладил ладошкой  по голове три раза и  проговорил: «Не покаешься, девка, иди». После того, как сговорились, пили вино, чай.

Праздники: Рождество - В детстве бегали запирать кого-нибудь из деревенских, но не гадали. Масленица - Делали катушку очень высокую на берегу реки, маленькие катались просто с угора. Пасха - Молодежь качалась на качелях, всюду гармонь звучала. Троица - Ходили в церковь, пекли колобушки, катыши, варили пиво.  Яичное заговенье - Пиво варили, стряпали. Мужики играли в карты на яйца. 

 Собашникова Ия Ефимовна

1930 г.р., д. Маурино (родом д. Комшиха или Головина гора),

записано в 1996 г. Л.Ф. Лапшиной. 

О себе:  Родилась утром в самое Крещенье, все гостей ждали, я и наехала (родилась). Когда начали строить  свой дом, в углы окладников ложила денежки, бабушка меня такала, а старики рассказывали ещё такое: «Когда срубят три ряда, один мужчина встаёт на брёвна и ходит, второй стоит внизу и спрашивает его: «Кто ходит?» Тот, кто на брёвнах отвечает: «Бог ходит!»  Потом переходили на другую сторону (стену) и его опять спрашивали: «Кто ходит?»  В ответ говорили: «Иисус Христос ходит !» Такое происходило у Вичнегов (д.Сафроновская).

    В д. Маурино коренные фамилии: Шевелёвы, Мильковы, Елезовы, Собашниковы.

Праздники: В Вилегодских деревнях пивные праздники: Крещенье и Троица.  В праздники со всей волости (из Павловска,  Ильинска) приезжали, приходили  в д. Маурино. Крещенье - Варили пиво, «курили» самогонку из картошки. На улице развлечений не было. Гости приезжали на лошадях, хозяин заранее на улицу ставил воз сена. Троица - Обязательно утром в Троицу ломали берёзовый веничек, им мели всю избу. В церкви, освящали берёзку, дома ставили к иконе на божницу вместе с вербой и святой водой. Были уличные гулянья,  вначале в домах сидели, а потом на боровушку шли с гармошкой, каждый гулял в своей деревне. Раньше в Троицу  на могилы не ходили, это теперь стали ходить. Поминают на кладбище в девятый день, сороковой и годовщину. В прежние времена на кладбище всё было просто: растопчут  старую могилку, и опять хоронят.

Пляски:  Плясали «Звёздочку», «Восьмёрку», гармонистов было много.

Милькова Людмила Степановна

 1938 г.р.,  д. Маурино,

записано в 1996 г. Л.Ф. Лапшиной. 

Сватовство: Когда  приходили сватать, за матицу не переходили, пока девушку не высватают, и пока она не получит божьего благословления. Слышала про такое: «Стали одну девушку отдавать, а она плачет, ревёт, отдавали-то за вдовца. Мати-то отдаёт, а бабушка – нет, вот девушка – то схваталась за бабушку и просит: «Бабушка, не отдавай!» Но всё-таки отдали, и свадьбу справили». Невесту на девишнике опевали, девушки плясали, вино пили.

Вилегодская кухня: Блюда на свадьбе: холодец, суп мясной, каши, драчёны, шаньги картовные, заспенные и рыбные пироги. Пироги рыбные на стол ставили уже открытыми, вино покупное, самогонка своя. Пиво, как самогон и вино, подавали одним стакашком. Кто подавал, их называли подавальщиками.

 Престольные праздники:  Рошво (Рождество), Крещенье, Пасха. Троица - В церкви молились, от обедни (обидни) приходили домой и праздновали. Приносили из церкви домой освящённые веточки берёзы.

Частушки:   

Вилегодские поля                        Мы с подругой милою                      Вилегодские угоры

Широки и долисты,                      Стояли под рябиною,                       Скоро переломятся,

Вилегодские ребята                     Говорили про любовь                      Я люблю, как дроля пляшет,

Хороши и дролисты.                     Расставаться не дай Бог.                  Пляшет и наклонится.

 

Из деревенки в деревенку          Мы в деревенку заходим

Ходили табунком,                        Вересковый запашок,

Наши хромовы ботиночки             Если дома ягодиночка

Сияли огоньком.                          Подай мне голосок.

Собашников Кузьма Игнатьевич

1934 г.р., д. Маурино,

записано в январе 2010 г. Е.Г. Байбородиной, Н.В. Полушиной.

О себе: Родился в д. Слободка, семья была большая. Всего детей было девятеро, но в живых осталось пятеро. После пятого класса  работал пастухом с одним подростком, в колхозном стаде содержалось 200 голов, да еще 40 голов - частников. Иногда случался падеж скота, но при нас такого не было. Мы оборудовали на высокой горке пастуховую избу, соорудили стукальницу, если подходили волки, обязательно стучали, кричали. Были у нас ружья, иногда и стреляли. На следующий год пошли на более тяжелую работу - боронить, навоз возить. Во время сенокоса  жили в избушках, очень уставали. Не до веселья было, только бы прийти да ужин сварить, в избушку напускали дыму, чтобы выгнать оттуда комаров и быстрей спать. В  лесной речке водилась щука, сорога, окунь. Как удавалась дождливая (неведренная) погода, так и бежали на речку рыбачить.

  В Вилегодске закончил семь классов, дальше учился в Ильинске, домой ходил пешком. В армии служил три года, работал на радиостанции, потом вернулся в родной колхоз. Затем уехал в Щипицыно учиться на тракториста, после чего работал трактористом, комбайнером. Молодежь избрала меня секретарем комсомольской организации, в ту пору первым секретарем райкома ВЛКСМ был Веня Воронцов. Он поручил мне выдвинуть кандидатов на работу по  электрификации района. В д. Лубягино провели собрание, представили три кандидатуры, в том числе и мою. Назавтра надо было приехать в райком комсомола, мне выписали путевку, дали разрешение на получение паспорта. Паспорт в те времена получить было очень сложно. По путёвке направили в Архангельск, работал там в «Электрострое» с 1959 года по декабрь 1962 года. Играть на гармошке научился давно, еще маленьким. Молоденькими парнями ходили с гармошкой из своей деревни Слободка в Маурино. В летнее время собирались и плясали прямо на улице – на боровушке.

    Со своей будущей женой Екатериной познакомился на пляске,  в 1960 году (в Крещенье), год дружили, потом поженились.

Праздники: Крещение - После утренней церковной службы к ним приезжали гости из Павловска, к этому дню мать варила пиво. Пасха - С  утра ходили на службу в церковь, потом отдыхали недолго дома, и разговлялись. Перво-наперво пекли колобы, их макали в сметану, ели с маслицем и толокном. На Пасху яйца красили не везде. В родительский день - (бывает во вторник после Радушного воскресенья) утром стряпали и готовили другую еду: яйца, пироги, каши, драчёны. Всё ставили на стол и клали ложки по количеству умерших. Это делалось до двенадцати часов дня, а потом садились сами. Дети ждали, так как было всё очень окусно. Троица - Накануне прибирали могилки, чистили. В саму Троицу с утра ходили в церковь, а потом шли на кладбище, посещали могилки умерших родственников. Приносили с собой все, что было за душой: разные кушанья, напитки. После 12 часов начинали веселиться,  дело доходило и до пляски, плясали «Восьмерку», «Звездочку», кто побольше переберет, тот на месте топтался. Яишное заговенье - Варили пиво, красили много яиц. Мужчины в этот день катали яйца, а еще играли в карты на яйца. На Савватиев день ездили в гости в Павловск.

Игры:  1.Каждый играющий ставил по одному яйцу в ряд на небольшом расстоянии друг от друга, мячом надо было выбивать яйца. По жеребьевке с помощью палочек (у кого длиннее) определяли очередность метания мяча. Мяч должен катиться по земле (если играли на улице) или по полу (если играли в избе). Если мяч не попадал в яйцо, то очередность переходила к следующему игроку, а если попадал, т.е. выбивал его, то играющий это яйцо брал себе и бил еще, пока не промазывал. Играли до тех пор, пока не выбивались все яйца, потом начиналась игра снова. 2. В карты «В отказ» - Играло не больше 12 человек (можно меньше). На кон каждый играющий кладет по одному яйцу. Желающий перетасовывает карты и начинает раздавать их по очереди «по солнышку» по три карты. Сидящий по левую руку от раздающего «отказывающий». Если у «отказывающего» попалась козырная карта «туз», то все отказаны. Он показывает карту и берет одно яйцо с кона. После чего игра начинается вновь, карты тасует тот, кто был отказывающим (козырем является та карта, которую показали игрокам последней, её положили под колоду карт). Следующие игроки по очереди кладут по две карты, одной должен покрыть карту предыдущего игрока и поднавалить, т.е. положить любую, какую считает нужной. Если не покрыл карту, то все три под низ (под колоду), этот играющий уже выходит из игры, яйцо остаётся на кону. Если у какого-то игрока все карты козырные, в том числе и туз, то все карты покрываются и туз сверху. Игра закончена. Примечание: В эту игру играли только в Яишное заговенье. Утром завтракали, обряжались, мужики собирались где-нибудь в деревне и начинали играть. Играют до сих пор.

Ремесло:  С 1981 года начал делать корзины, как ушел из Электросетей в лесники. В лесхозе каждому работающему надо было заниматься каким-то ремеслом, связанным с лесом: вязать метлы, делать корзины, топорища, то есть товары народного потребления. Корзины он научился  делать у Кешадия Васильевича Козырева из деревни Гришинской, а тот в свое время перенял опыт у Меньшакова Лавера Васильевича  из деревни Самино. Мать его, Евдокия Егоровна, пряла, ткала, шила. Отец, Игнатий Михайлович, долгое время работал плотником, умело обращался с топором, делал лопаты, грабли, углы рубил. Уледи шил, умел выделывать кожу. Кузьма Игнатьевич сам тоже шил уледи и выделывал шкурки куницы, лисы, за всю свою жизнь убил три волка и несколько лосей.

 Елезова Манефа Васильевна

1932 г.р.,д. Маурино (родом д. Замятино,

сноха Елезовой Анны Ивановны),

 записано в января 2010 г. Е.Г.Байбородиной.

 О себе: Нас у мамы было девятеро. Как замуж вышла, с мужем Витей (Дураковым Виталием Гавриловичем) жили в п. Сорово, работала долгое время в лесу толкачом и сучкорубом. Успевала и лес валить, и сучки обрубать с бабами. Как приехала обратно в Маурино, стала работать на ферме.

    Витя долго меня уговаривал: «Иди, Манька, за меня, я хороший парень-то». Я замуж не хотела за него выходить, но «Без Бога-то – не до порога». Второй раз вышла замуж на 71-м году в деревню Маурино (две недели сватали, согласилась, деваться некуда.). Призналась, что ничего хорошего в жизни не видела.

Пляски: В Замятино плясали летом у амбара Алеши Ефимкова, зимой откупали избу. Были маленькие и большие пляски, на маленькой – девочки и мальчики пели и плясали под гармонь, на «большую» их не пускали. Там уже веселились взрослые девушки, парни и «молодые» (первый год замужества). На маленьких и больших  плясали «Звездочку». Плясали в уледках, только они шибко шабарчали, шумели. У её матери раньше было много сарафанов, когда дочери подросли, на них и перешила.

Праздники:  В павловских деревнях отмечали пивные праздники -  Спасов, Савватиев дни.

Девишник: На девишник приходили девушки, парни, жених. Плясали, частушки пели. На столе стряпня разная, драчены, мясо.

 Ремесло: Она рассказала, как её отец выделывал кожу для уледей, для этого делал специальный раствор, в котором квасил кожу, потом мял на мялке, скоблил скобелем.

 Тропникова Нина Яковлевна

   1935-2004 гг., Маурино, (последнее время проживала в д. Борисовец), записано в 1999 г. Е.Г. Байбородиной.

О себе: Я выросла в многодетной семье, рано лишилась родителей. В нашем доме на лавках вдоль стены стояли гармошки. То одну возьму, то другую, так и  научилась играть. Было у меня четыре брата и все гармонисты, помню, как они  ходили на пляски в ближайшие деревни. Когда была молоденькой, работала в лесу, но каждую субботу брала в руки гармонь. Меня наперебой звали на семейные торжества, праздники, свадьбы. Зачастую получала несколько приглашений в день, кто первый позовет, к тому и шла. Мужики иногда ленились играть, кто пьяным притворится, чтобы отвязались, а я безотказная. Две гармошки изорвала, вот сколько приходилось играть. Все хотелось кировскую гармошку купить, да так и не довелось.

 Частушки:

Из Маурино гармошка,                     Я нигде не унывала               В ту деревеньку идти

Из Маурино  игрок,                          И не буду унывать.               Дорожка лугом, по меже.

Из Маурино девчоночка                  Как я пела-запевала             Та любимая деревенька

Играет вечерок.                              Так и буду запевать.             И дроля по душе.  

                             Читать далее:           http://selovilegodsk.narod.ru/index/istoki_prodolzhenie_chast_5/0-264

» Поиск

» Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

» Архив записей

» Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz