Моя малая родина. Село Вилегодск. Вторник, 19.03.2024, 08:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Истоки, продолжение (часть 3) | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа

…bsp;                                                  

Александрушка.

(старинная протяжная песня)

 

                                                             Отправлялся Александрушка     

                                                             Ко царю службу служить.

                                                             Обещался Александрушка

                                                             К Рождеству домой прибыть.

 

                                                            Все-то праздники проходят,

                                                            А Александра дома нет.

                                                            Его мамушка родная

                                                            Сомневается о нем.

 

                                                            Его жена молодая

                                                            День горюет, ночь не спит,

                                                            День горюет, ночь не спит,

                                                            Все в окошечко глядит.

 

                                                            Пойду - выйду я на пашню

                                                            Коя пашня выше всех.

                                                            Посмотрю я в ту сторонку,

                                                            Где мой Оленька живет.

 

                                                            Из той дальней из сторонки

                                                            Молодой солдат бежит.

                                                            Я бежу, да я спешу, да

                                                            От Александра весть тащу.

 

                                                            Раздевай-ка бело платье,

                                                           Да черный фартук одевай.

                                                           Помер, помер, Александрушка

                                                           Во дорожке жизнь скончал.

 

                                                           Его матушка родная

                                                           Да сомневается об нем.

                                                           Его жена молодая

                                                           Да день горюет, ночь не спит

                                                           День горюет, ночь не спит,

                                                           Да все в окошечко глядит.

 

                                                             Со веселой, со долине.

                                                        (старинная протяжная песня)


                                 Со веселой долине                     Чужу дальнюю сторонку

                                 Горит печальная луна.                Меня с собой взять не хотел

                                 Слышу голос от родного,            Сидит девушка рыдает,

                                 Слышу песню ямщика.                Сидит в высоком терему.

 

 

                                Ямщик песенку запевши              Сидит в высоком терему,

                                Сам гонит троечку лошадей.        Сидит в высоком терему.

                                Тройка скачет, ямщик плачет      Ой, катись слеза горюча,

                                Ой, да седоки песни поют.          Ой, катись по белому лицу.

 

                                Бедна троечка вспорхает             Ой, катись слеза горюча,

                                Несется к друженьке своему        Катись по белому лицу.

                                Куда, куда, милый скрылся,         Выйму свой белой платочек

                                Куда от радости запропал.           Ой, да ясны очи оботру.

 

                                                                Кого нету – того жаль.

                                                       (старинная протяжная песня)

 

                         Кого нету, того мне-ка жаль,               Клала, клала, клала замечала,

                         Уезжает милый мой-ет  вдаль.             Чтоб милый виделся во сне.

 

                         Уезжает да сердце оставляет,             Соболиное бело одеялышко

                         Да мил не верные слова.                     Не согреет мою грудь.

 

                        Уезжает да милый оставляет                Как бы было-то, было воссияние

                        С руки перстень золотой.                    Себе крылышки свила.

 

                        День ношу колечко на ручке,             Свивши, свивши себе крылышки,

                        К ночи в голову кладу.                       Полетела бы к милому я вдаль.

                                       деревня Новораспаханная

 Попов Тимофей Васильевич,

1914-2004 гг., д. Новораспаханная, записано в 1993 г. Е.Г.Байбородиной.

Ярмарки: Екатерининская ярмарка проходила в Павловске, шла не один день, в пятницу и субботу. Приезжали торговать с Кирова, Лузы, привозили льносемя, рыбу. Благовещенская ярмарка проходила в Ильинске, небогатая. На ней меняли коней, много было всякой мануфактуры, продавали мёд.

                                         деревня Щербинская

 Харитонова Лидия Петровна

 1922-2009 гг., д. Щербинская,

записано в 2003 г. Е.Г. Байбородиной.

Похороны: Ходила, кто звал, мыла покойников, у неё вымыто 22 покойника. «Наведёшь воды, положишь покойника на пол на тонкое одеяло и начинаешь мыть. Берёшь мягкую тряпочку, недержанное мыло. Сразу мокрой тряпочкой протираешь всего покойника, а потом натираешь мылом тряпку и опять протираешь покойника, затем смываешь, потом второй раз намываешь, меняешь воду, выполощешь начисто и начисто вытираешь чистым полотенцем, обсушишь всего и начинаешь одевать в одежду, нарядишь, потом на вымостки надо положить: ставят две скамьи, застилают чем-нибудь, покойника ложат ногами в сутки, пока не привезут гроб. Как привезут, то окуривают его ладаном или пихтой, а затем кладут покойника, потом увозят в церковь, отпевают и хоронят.  На поминках читала молитвы».

    Как только, кто умрёт в близлежащих деревнях, так за ней и приезжали: со Свинарёва,  Дресвянки, Мышкино, Вилегодска. Призналась, что первое время было страшно, а потом нет. Иногда умершие люди снились, благодарили, как приснится покойник, так обязательно будет ненастье на улице. Покойник снится к переменной погоде. Когда умрёт родной человек или хозяин, надо взять бадог и ходить везде стукать и говорить: «Я никого не боюсь» и это помогает. Родственники вымытого покойника благодарят, что-нибудь дают. Одной, конечно, трудно мыть, поэтому помогает сродство. Нельзя, чтобы помогали ближайшие родственники, а зять или сноха, то можно. Брату, сестре нельзя помогать, ни мыть, не выносить.

    В гроб покойнику кладут рожь и приговаривают: «Возьми рожь, только меня не «трожь». Если муж умрёт, то в гроб надо положить кепочку, женщин хоронят в платочке. Отпевать было запрещено всех партийцев. Прощались с умершим в церкви, если желаешь проститься на кладбище, то батюшка должен сопроводить гроб до кладбища, дорогой читал молитвы. Крышку гроба закрывали на кладбище. Рассказала следующее: «Мои дочери умерли не дома. Люба умерла в Мариуполе, я не ездила туда. Я её дома отпевала и земельку эту уносила на могилку к отцу. Той же ночью она мне и привиделась, как будто приехала домой одна, я а её спрашиваю: «Любонька, почему ты одна?», а она и отвечает: «Остальные со мной не захотели ехать». Сама Лидия Петровна от мужа осталась на 58-м году жизни.

Милькова Нина Ефимовна (Нинка Андрюшиха)

1915-2001 гг., д. Щербинская,

записано в 1996 г. Е.А. Незговоровой.

О себе: В 16 лет рубила лес, работала на лесозаготовках. Раньше ведь не смотрели на года и не считали, только бы туша была. Я жила в лесу, работала на подсочке. Пришла вись (весть), что надо ехать домой. Приехала, мама меня встречает, а я догадалась и спрашиваю: «Вы чего меня обманули? Не замуж ли хотите отдать? Не пойду и все, осенью замуж пойду, с другим парнем мы  уже договорились». Но родители заставили выйти замуж за нелюбимого, я тогда  решила для себя: «Отдавайте, все равно убегу!» С будущим мужем раньше не дружили, звали его Андрей. Высмотрел он меня на пирушке, в деревню к нам приходил на пляску.  Шибко плакала, ревела, не хотела идти. Сватать приезжали  брат  Елизаветы Семеновны (моей снохи) Пашко, Андрей (жених) и его отец. Прошло время и мужа своего полюбила. После двух лет совместной жизни нас отправили в лес на какой-то праздник, к своим мужикам, которые лес рубили. Бывший парень, за которого раньше собиралась выйти замуж, соскочил с саней, подбежал ко мне  и прямо при бабах спросил: «Ну чего, Нина, отойдешь от Андрюши?». Я сказала: «Нет». Он тогда ответил, что будет жениться.

Девишник (девичник): Сразу невесту сватали, потом проводили девичник. Приходили самые близкие со стороны жениха, братья или хресна (кресна), свекровь на девишник не приходила. На девишнике посидят за столом, девушки попляшут, невеста тоже могла выйти поплясать. Присутствовал на девишнике и жених. Под иконами сидел хресный (кресный), рядом с ним жених и невеста.

 Свадьба: Кто побогаче, так и три-четыре дня пили, кто беднее, так один день, а назавтра хле(и)бины. Невеста одета была в шелковый сарафан и рубаху, нагрудник льняной желтый с бранью (рисунком),  красивый шелковый платок, пояс с кружевами.  Ткань на  сарафан покупала с тятей на ярманге (ярмарке), очень уж поглянулась алая шелковая ткань в полоску. Раньше не часто шили шелковые сарафаны и платья. 

Ритуал расплетания косы: Рассказала, что расплетала косы хресная во время свадьбы (в церкви не венчалась). За столом посидели, а потом она вывела меня из-за стола, расплела косу и завила комик (ком), мархатку (женский головной убор) не одевала. После венчания  раньше одевали или половинку или мархатку, сверху шелковый платок. Носили гарусные (шерстяные) шали, каленкоровые (белое полотно без кустиков) и репсовые платки. Свадьба  была в воскресенье, сельсовет не работал, поэтому не уписали. Посидели у невесты за столом в доме, как двенадцать часов стало, поехали к мужу  на тарантасе с колокольцами. Провожали из дома по крыльцу (кто побогаче, того провожали по двору). Если на какую невесту или жениха люди злились, то на крыльцо «подсовывали». Нас  с женихом  протащили через санник, чтобы ничего «не подсунули». Хватились, а нас уж нет – в тарантасе сидим. Порой старухи шепотков нашепчут, то нитку на крыльцо бросят, чтобы жили молодые недружно и быстрей разбежались.

О д. Щербинская: Преобладают фамилии Харитоновых, есть Мильковы, Воронцовы. Когда-то и до сих пор эту деревню называют Попова гора ( По словам старожилов в этой деревне находили  икону Пресвятой Богородицы).

Праздники: Праздновали  в деревне Егорьев день (6 мая), он был пивным праздником. Троица - Праздновали целую неделю, пиво варили, вино покупали и ходили  друг к другу в гости.  В первый день пили и гуляли у себя в деревне, назавтра шли к Дураковым (д.Теринская),  Якушино, Чертиху (деревня около Якушино, теперь на том месте нет ни одного дома) и в Самино. В Троицу освящались ветки березы. До организации колхозов проводились службы на полях. Успеньев день (28 августа) - тоже праздновали. Гармонист был  хороший – Федор Неронов.

Религия:  Церковь в селе называется Богоявленская, она была одна в селе Вилегодске, а попы разные: верховский поп и низовский поп. Граница условно проходила по селу. Низовский поп идет служить в одни деревни, например, в деревню Мышкино, а верховский - шел за реку. Поп мог прийти в любой дом, кто приглашал, и служить молебен. Тогда хозяйка накрывала на стол (пиво было) и всех угощала. Приносили и семена (рожь, пшеница, ячмень) в дом, чтобы освятить их для будущего урожая.

Ремесло: В Щербинской катали валенки, сапоги шил Миша Гордин, кожу выделывали в каждой семье. Юбки набивные – уносили набивать в Павловск или Ильинск. Женщины в деревне сами делали вручную кринки, т.е. без круга, а  ровные да лужёные покупали в Ильинске. 

                                          деревня Мышкино

 Костин Василий Иванович

 1925 г.р.,  д. Мышкино,

записано в 2003 г. Е.Г. Байбородиной.

О себе: Учился в селе Вилегодске, окончил семь классов. Служил в Армии 7,5 лет, в 1950 году демобилизовался. Я был комсоргом на погранзаставе, раньше комсорги назначались. В 1951 году женился на Глафире (Глафире Ивановне). По приезду домой устроился работать агентом государственных поставок при Саминском сельском совете, а потом меня избрали секретарем комсомольской организации колхоза «Верный путь» (д.Якушино, Ногтева гора). Когда должность агента госпоставок была сокращена, ушёл работать в сельпо. Состоял в  КПСС, где был порядок, а теперь никто ни за чего не отвечает, критика не воспринимается. Старое поколение строило, а теперь всё растащили.

    Сын,  Костин Николай Васильевич, 1956 г.р., занимается ремеслом, участвует в выставках. У него два взрослых сына, работают в милиции.  По рассказам  мамы, когда  маленького меня крестили, то крёстный подарил выкладное полотенце моим родителям.

Праздники: Пасха -  Ставили качели, с одной стороны копёр (делался из нескольких жердей, вверху они связывались), с другой – ёлка или между двумя соснами: бросали жребий, кому качаться, а кому верёвками раскачивать, кто-то подавал кидку (старую обувь). Кто поймает  кидку (пинок), тот садится на качулю, а кто откачался, тот начинал раскачивать. Возле качелей и знакомились, парень приглашал качаться девушку или её подружку. «Раньше ведь так было, если уж праздник, так праздновали два-три дня, а уж работать, так работать»- признался собеседник. Троица - В послевоенный период не особо отмечали, пляски организовывались в основном на Поповой горе (д.Щербинская).  Яишное заговенье - Варили яйца, красили, играли в «Меленку», маленькие ребятки бились яйцами, у кого разобьёшь, тот проигрывал.

 Частушки напела Глафира Ивановна (жена Василия Ивановича):

Веселяя, веселяя                          Подруга, пой, подруга пой                  Всё по бережку иду

Веселяя этого,                              Подруга напевайся,                            Берег осыпается,

Твои серые глаза                          Подруга – роза алая                           Я беззубого люблю

Любила из-за этого.                      Красивей одевайся.                            Беззубый не кусается.

 

Ране мы гуляли четверо                              

Теперя снизились,                                        

Хоть бы старые-то дролечки                      

Во сне привиделись.                                    

 Харитонова Манефа Ивановна

 1924 -2004 гг., д. Мышкино, записано в 2003 г. Е.Г. Байбородиной.

О себе: Нас у мамы было десять человек детей: семь девочек и три сына. Сейчас осталось четверо. Я по счету шестая, работала в колхозе, закончила 7 классов. В молодые годы уезжала жить и работать в г. Котлас, потом вернулась.

Пляски: плясать ходили на Попову гору.

Игры: «Моли». Играли мало, то война, то голод.

Ремесло: Умела  шить, кроить, вязать кружева, выбивать подвесы, последнее ремесло называется  ришелье. Раньше надо было все уметь делать, половики ткала на пенсии, мать Офима тоже умела все делать.

Религия: Молитвы не читаю, в школу с крестом нельзя было ходить и «голову-то оторвут», хотя и крещеная была. Раньше утром в селе (в Троицу) звонили в церковные колокола.

 деревня Гришинская

 Попова Анна Александровна

 1913-2006 гг., д. Гришинская,

записано в 2003 г. Е.Г.Байбородиной.

О себе: Замуж вышла на 21-м году, «привели» в калошах, ещё на босу ногу. С кем дружила, за того и вышла. Он был старше меня, отступу не было, уговаривал. Первый подарок – купил калоши, а потом в Котлас съездил и всего набрал. До замужества я и говорю ему: «Иди, не буду с тобой связываться», а он ответил, что на кофту ситцу даст. Я сошила кофту и на пляску пошла. Поженились и стали на праздники вместе ходить. Первые десять лет детей не было, не носила, а потом десятерых нарожала. 

Праздники:  Крещенье - плясали, варили пиво.  В каждом хозяйстве мешали корчагу. «Мы, три снохи, все жили на одном мосту, да бабушка – свекровь, все сами умели. Приезжала родня из другой деревни. На стол ставили: натолкут картошки, телёночка заколешь, супу наваришь, изладят мяса (макали), сковороду на стол поставят. Не только у себя принимали, ходили и в гости». Троица, Яишное заговенье - Пиво варили.

 Шенин Виталий Семёнович

 1938 г.р., (родом  д. Гришинская, проживает г. Москва, генерал-майор в отставке), записано в 2003 г. Е.Г. Байбородиной.

О себе: Окончил Вилегодскую школу, первый выпуск 10-го класса (директор Стенин Алексей Фёдорович). Потом учился в  Кировском сельскохозяйственном  институте, который закончил в 1960 году. После учебы был отправлен  в военный совхоз на берегу Белого моря, работал главным агрономом, начальником в военных совхозах, позднее переведен в Центральное продовольственное управление Министерства обороны, где прошел путь от старшего офицера отдела сельского хозяйства до начальника управления. Награждён орденами Трудового Красного Знамени и «За службу Родине». «Заслуженный работник сельского хозяйства России», генерал-майор запаса. 

    Тридцать один год живу в Москве, девять лет на пенсии, но родина Виледь, д. Гришинская. Меня тянет сюда, здесь родительский дом, здесь я вырос, деревня  для меня – мой дом. Все годы приезжал к родителям, помогал по хозяйству, они держали корову, овечек. Косил сено, дети мои тоже могут работать на селе: косить, грести сено, стоговать. У меня две внучки и три внука. Последние девять лет работаю в Минсельхоз России, отвечаю за физическую подготовку в вузах.

    В Вилегодской школе участвовал в художественной самодеятельности, на гармошке научился играть в пятом классе. Учил играть Попов Виталий Иванович, постарше меня был на два года (ныне покойный). У меня и сейчас не одна  гармошка, на трёхрядке умел  играть, ещё в школу не ходил. Трёхрядка – три ряда кнопок, раньше ещё и с колокольчиками были, колокольчики при игре, как бы подыгрывали. Мои ровесницы заставляли играть, я это делал с удовольствием, а они плясали. Когда сам заработал денег, купил гармонь (теперь от нее остались одни меха), она хранится, как реликвия. На моё  45- летие сослуживцы подарили мне гармонь. Отец тоже очень хорошо играл на трёхрядке, других-то гармоней не было.

     Мама моя, Анна Иссаковна, была рядовой колхозницей, всю жизнь проработала в колхозе, потом в совхозе «Вилегодский». Отец прошел две войны: Финскую и Великую Отечественную, до войны работал бригадиром, проходил действительную службу на Дальнем Востоке, ему очень помогла служба в Армии. Отец после войны начал работать в колхозе, но на трудодни не давали  ни копейки и он перешёл в лесхимартель. В лесхимартели гнали смолу, дёготь, скипидар. Был очень мастеровой, делал бочки, портняжничал. А я помогал отцу берёсту драть, доски колоть для бочек, тут  я и заработал денег на велосипед.

Праздники: Яишное заговенье - В деревне Гришинская играли  в «меленку», она из себя представляла: от дерева, чаще всего от сосны, отпиливали «колесо» размером с ведерное дно. В центре его ставили невысокий кол, основание которого было толще верха. На более тонкий верх одевалось другое колесо, оно было больше нижнего – отпиливалось от толстого дерева. По окружности верхнего колеса ставились штыречки на одинаковом расстоянии друг от друга. Эти штыречки - колышки изготовлялись из лучины, использовались и гвоздики. В центре колеса на  штырьке крепилась вращающаяся деревянная стрела со щетиной на конце. (Раньше держали поросят, имевших очень жесткую щетину, из которой изготавливались щетки - щети). Вот такая жесткая щетинка была на конце стрелы. Играющие по очереди, крутили стрелу, если она щетинкой останавливалась против штырька, то запустивший стрелу выигрывал приз. Если стрела останавливалась между штырьками – проигрывал. Игра в «меленку» была азартной, веселой. Были там и свои «распорядители» - деревенские балагуры, свои шутки, прибаутки.

     По словам Галины Николаевны Фокиной (1941г.р.) из деревни Воронцово, а родом она из Гришинской, отец Виталия Семеновича (Семен Александрович), делал «меленки».  В Яишное Заговенье он приносил не только «меленку», но и чемодан мелочей, в котором находились разные разности: булавки, катоны ниток, конфеты, пряники, пуговицы, ленточки, печенье, гребенки, яйца - это своего рода призы победителям. Иногда эти мелочи ложили на «меленку», играющий брал то, напротив чего останавливалась стрелочка, а иногда «распорядитель» выдавал их по своему усмотрению. Каждый включающийся в игру, ставил денежку, но они шли «распорядителю» на закупку новых призов. Примечание: Виталий Семенович Шенин подарил Дому народной культуры «меленку» в 2005 году.

 Лазутина Ия Андреевна

1923 г.р., д. Гришинская,

записано в 2003 г. Е.Г. Байбородиной.

 О себе: В этом доме живет уже шестое поколение. Когда строили дом, ещё пил не было, только топоры, потом уже появились пилы-лучковки. Мама моя с 1900 года рождения, я родилась в этом доме. Когда мне было три года, мама меня сносила на деревенскую пляску (каждое воскресенье пляски были), принесла домой и я три дня и три ночи спала. Врач приходил и говорил: «Не будите». Когда проснулась, почувствовала, что один бок не действует, как бы отнялся, с тех пор была одна нога тоньше другой. Почти до восьми лет ползала, не ходила.  Мама как и не лечила: на колокольню носила под колокол, мышей живых рубила и кровью мазала, к ворожее возила, ничего не помогало, а потом отступилась. Я читать научилась с шести лет, брат с сестрой  учили буквы, а я рядом с ними ползала на соломенном матрасе и подсказывала. Стены-то в избе были обклеены газетами, вот и читала, где покрупнее буквы. У отца было Евангелие (маленькая красная книжечка), меня на полати посадят, вот и читаю. Я ещё лобом (лбом) бьюсь и молюсь: «Иисус Христос, исцели меня». Мама дала обет, когда мне было ещё пять лет, чтобы я в церкви читала и пела, так как думала, что я навсегда калека. Дети бегают, а я ведь не могу. А потом какое-то озарение пришло и ходить стала в школу, тогда  уже поняла, что Иисус Христос исцеляет. Закончила  семь классов, работала в сберкассе в Ильинске, потом счетоводом в колхозе.

     В семье у нас были все боговерующие, тётки мои: Анна Васильевна, Мария Васильевна – монашки (их отец, да моя бабушка были брат и сестра). А я обет-то не выполнила, уехала на Север в Воркуту, где прожила 18 лет. Как приехала из Воркуты, была псаломщиком и на клиросе пою обедни, могу всю службу пропеть, поём с матушкой. Работаю в церкви тридцать лет, когда-то ездили и в Ильинскую церковь.

    Детей четверо: одна дочь в г. Инта, две дочери  в Архангельске, в селе Вилегодске живёт сын. Приезжают каждый год в гости.


» Поиск

» Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

» Архив записей

» Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz