Моя малая родина. Село Вилегодск. Пятница, 17.08.2018, 12:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Богоявленский храм | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа

Вилегодский Богоявленский приход

 Церковь Богоявления Господня в Вилегодской волости Сольвычегодского уезда упоминалась в Окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1788 г. при церкви числилось 835 человек, в 1868 г. - 2333.

В 1814 г. построена каменная церковь. Престолы Богоявления, свт. Афанасия Александрийского. С 1905 года начато строительство новой большой церкви. Эта церковь не была освящена из-за событий 1917 г.

Председателем церковно-приходского попечительства 18 марта 1871 г. утверждён крестьянин Павел Максимов Фомин.

Библиография

ГАВО. Клировая ведомость Вилегодской Богоявленской церкви за 1916 г. (по сведениям Н. М. Македонской)

ВЕВ. - 1871, №8, с. 161.

С-в Н. (Суворов Н. И.). Несколько топографических и статистических сведений о бывшей Великоустюжской епархии. // ВЕВ. - 1872. - №18. - Прибавления. - С. 521.

Дата последнего обновления: 05.04.2011

Материал с сайта "Православные приходы и монастыри Севера"

Из истории церкви

 

                                                                                   фото Андрея Климова     Село Вилегодск основано в XIV веке после прихода на Виледь летом 1379 года миссионера Стефана Пермского, уроженца Великого Устюга. Старое название села - Богоявленск, по названию Богоявленской церкви. Она была построена в начале XIXв., освящена в 1848 году. Богоявленская церковь до сих пор является украшением и главной достопримечательностью села Вилегодска. Раньше у реки Виледь, по имени которой теперь называется село, было другое русло. Она протекала по самому селу, совсем рядом с церковью, которая возвышалась над рекой на крутом угоре. История церкви весьма примечательна. Это единственная церковь в районе, уцелевшая в годы советской власти. В 1934 году была закрыта большевиками. Кресты с куполов были сброшены, колокол хоть и висел, но безмолвствовал, потому что был без языка. Все иконы и книги были погружены на машины, вывезены и сожжены. Но всё-таки часть икон уцелела благодаря прихожанам. Они сохранили их у себя дома, а потом, когда церковь снова открылась, вернули на место. Последним священником Богоявленской церкви перед её закрытием был Владимир Голубцов. Он был арестован и впоследствии расстрелян. По соседству с Богоявленской церковью находилась ещё одна церковь более поздней постройки. Население Вилегодска и окрестных деревень в конце XIX-начале XX века было большое, и одна церковь была не в состоянии вместить всех. Поэтому и возникла необходимость строительства второй церкви.  Но она не была  достроена, хотя и возведена под купола. Её большевики разрушили до основания, а кирпич направили на нужды народного хозяйства.  Богоявленскую церковь спасло от разрушения то, что её использовали под зерносклад. А на втором этаже церкви разместили школьный тир. Стреляли прямо по алтарю, по святым ликам. Следы пуль видны и по сей день. Богослужения в Богоявленской церкви возобновились лишь в 1947 году. До 90-х годов XXв. Богоявленская церковь оставалась единственной действующей церковью в Вилегодском районе.

                                                                               

                                                                                фото Василия Вепрева

                                                  Священники Богоявленской церкви

Голубцов Александр Александрович

происхождение: сын дьячка Петряевской Михайло-Архангельской церкви Кадниковского уезда Александра Голубцова

возраст: на 1900 г. - 37 лет

образование: ВДС, аттестат 2-го разряда (1881).

10.12.1881 - по прошению уволен из семинарии.

12.10.1882-11.8.1884 - учитель Керчемского земского училища Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии.

11.8.1884 - и.д. псаломщика Пырской Преображенской церкви Сольвычегодского уезда. 26.1.1886 - учитель Пырской ЦПШ.

4.3.1889 - определён диаконом Подъельской церкви Усть-Сысольского уезда,

16.4.1889 - рукоположен в сан диакона.

1889 - учитель в местной ЦПШ.

7.7.1891 - рукоположен в священника к Вочевской церкви Усть-Сысольского уезда.

[1894: 2-й священник в штате Керчемской церкви]

1897 - окружной духовник.

16.7.1901 - 2-й священник Вилегодской Богоявленской церкви Сольвычегодского уезда.

Информация с сайта «Православные приходы и монастыри Севера» - http://parishes.mrezha.ru

 Дементьев Владимир Рафаилович

1888, 6 января – родился в д. Едома Сольвычегодского  уезда Вологодской губернии. Сын священника.

1907 – окончил Вологодскую Духовную семинарию. После окончания семинарии  трудился псаломщиком при варженской Иоанно-Богословской церкви Устюжского уезда Вологодской губернии. Назначен учителем пения в церковноприходскую школу.

1908 – рукоположен во диакона к Богоявленской церкви Вилегодского прихода Сольвычегодского уезда, затем – во священника. Служил в этом храме до ареста.

1920, 4 февраля – арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации».

1920, 9 апреля – из-под стражи  освобождён в связи с прекращением уголовного дела. После освобождения  возвратился в свой приход.

1931 – судим за невыполнение гособязательств.

1934, 29 марта - арестован за «контрреволюционную агитацию».

1934, 13 апреля – по постановлению тройки  ПП ОГПУ  выслан в Северный край на три года. Наказание отбывал в Коми обл.  после освобождения проживал в с. Ильинское  Вилегодского района Архангельской обл.

1937, 21 сентября – арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Ходатайствовал об открытии церкви.

1937, 10 октября – по постановлению тройки УНКВД заключён в ИТЛ на 10 лет.

1937, 31 декабря – умер в местах лишения свободы.

1989, 31 июля – реабилитирован посмертно.

За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской  Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник. – Архангельск: Православный издательский центр. – 2006г. – с.136.

 Голубцов Владимир Александрович

1890 – родился в с.Богоявленское Сольвычегодского уезда  Вологодской губернии. Окончил Вологодскую Духовную семинарию.

1916 – после окончания Духовной семинарии трудился псаломщиком.

1918 – рукоположен во иерея. Служил при церкви Богоявленского погоста Сольвычегодского уезда. Проживал в с. Богоявленское.

1920, 30 января – арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности».

1920, 15 апреля  - из-под стражи освобождён в связи с прекращением уголовного дела.

1932, 27 апреля – арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» как участник «контрреволюционной группировки церковников».

1932, 26 августа – из-под стражи освобождён в связи с прекращением уголовного  дела.

1936, 1 апреля – арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Участвовал в тайных  богослужениях.

1936, 6 июня – по приговору Северного краевого суда лишён свободы на семь лет с поражением в правах на три года. Наказание отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала.

1937, 20 ноября – постановлением тройки УНКВД за «контрреволюционную агитацию» приговорён к расстрелу.

1937, 3 декабря – расстрелян на ст. Медвежья Гора в урочище Сандармох Карельской АССР.

1989, 12 апреля – реабилитирован посмертно.

За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской  Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник. – Архангельск: Православный издательский центр. – 2006г. – с.120.

Парфений (Невмержицкий Павел Иосифович)

1900 – родился в с. Поледни Волынской губернии. Из крестьян.

1917-1930 – насельник одного из монастырей Волынской губернии.

1930 – по постановлению тройки ПП ОГПУ Киевской области за «контрреволюционную агитацию» заключён в концлагерь на три года. После освобождения проживал в д.Семендяиха Котласского района Архангельской области. Служил в песчанской церкви священником.

1937, 30 октября – арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации».

1937, 20 ноября – по постановлению тройки УНКВД заключён в ИТЛ на 10 лет.

Дальнейшая судьба неизвестна.

1989, 17 июля – реабилитирован.

За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской  Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). Биографический справочник. – Архангельск: Православный издательский центр. – 2006г. – с.399.

В заключении отец Парфений находился вместе с отцом Модестом, который тоже впоследствии был священником Богоявленского храма. Было это в Карелии, на станции Медвежья гора. Лагерники строили там железную дорогу. В период Великой Отечественной войны, когда весь народ от мала до велика трудился под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы», не оставались в стороне и заключённые. В одном из писем котласскому священнику отцу Николаю (Пулькину) игумен Парфений писал: «…Я лично проработал шесть лет в заключении вместе с отцом Модестом…Нам двоим лагерное правительство преподнесло Почётные грамоты и награждение деньгами за хорошее поведение и работу».

После освобождения в 1945 году  Парфений и Модест открывали первые приходы на Виледи. Отец Парфений служил в Вилегодске, а отец Модест – в Селянах. Потом отец Парфений уехал к себе на Украину, а отца Модеста назначили на его место в Вилегодске. 

По материалам книги Веры Мелентьевой «Жизненный путь архимандрита Модеста»

 Мелентьев Андрей Александрович (Модест)

 

1915 – родился в д. Степшинская Викторовской волости Великоустюжского уезда Вологодской губернии. Из крестьян. В 1925 году отец увёз его в г. Лальск, в монастырь Михаила Архангела и оставил там на житьё.  С 12 лет трудился при соборе г. Лальска, до ареста трудился псаломщиком собора.

1937, 28 сентября – арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». После закрытия собора собирал подписи граждан для открытия храма.

1937, 17 октября – по постановлению особой тройки УНКВД заключён в ИТЛ на восемь лет.

1937, 23 ноября – направлен для отбывания наказания из великоустюгской тюрьмы в Белбалтлаг НКВД СССР (Карельская АССР).

1946, 1 мая – освободился.

1946, 29 июня – рукоположен во диакона Лальского собора.

1948, 5 января – был пострижен в монашество в Лальском соборе. Наречён был в монашестве именем Модест.

1948, 14 января – рукоположен во священника к Селянскому молитвенному дому на Виледи.

1950, 11 января – отец Модест был переведён священником большого прихода – Богоявленской церкви в село Вилегодск. Служил здесь до февраля 1955г.

35 лет, до 1983г. был духовным пастырем на Севере, в разных уголках Архангельской и Мурманской областей. Был удостоен сана архимандрита (один из высших монашеских чинов), награждён орденом III степени святого князя Владимира.

Июль 1983- июнь 1989 – проживал в Великом Устюге. Из-за плохого состояния здоровья по мере возможности помогал Вологодской – служил в Стефановском храме.

1989 – переехал в Лузу, организовал восстановление Усть-Недумского Введенского храма и был назначен его настоятелем.

1990, 18 августа – отошёл ко Господу. Похоронен около алтарной стены Усть-Недумского Введенского храма, его последнего места служения Господу Богу на земле.

По материалам книги Веры Мелентьевой «Жизненный путь архимандрита Модеста»

Курилов Павлин Андреевич

Отец Павлин  родился в 1896 году в деревне Комельская Лальского района Кировской области. В молодые годы работал плотником, затем в Котласском храме служил псаломщиком, далее дьяконом, а в 1955 году его посвятили в сан иерея... Первоначально его назначили служить в храм деревни Юхнево Вельского района, затем перевели в село Вилегодск Вилегодского района, а с 1968 по 1971 годы он был настоятелем Богоявленской церкви на Туровце. Рядом с отцом Павлином была матушка Клавдия Максимовна, всячески помогавшая ему, она старалась облегчить трудности несения службы. К земному богатству, славе отец Павлин не стремился. Необыкновенный был человек, главными для него были Вера и Молитва. Селяне относились с уважением к отцу Павлину и матушке Клавдии, всегда помогали, особенно в ремонтах храмов. Во всех приходах батюшка служил безупречно и за достойное служение был посвящен в сан протоиерея... После службы на Туровце в 75-летнем возрасте отец Павлин переехал в Котлас к дочери.... Отошел ко Господу отец Павлин 3 августа 1982 года в возрасте 86 лет. Похоронен на Туровце рядом с матушкой Клавдией, которая умерла в 1970 году, когда он там еще служил.... Обе могилки находятся около алтаря храма Николая Чудотворца...

Из книги Веры Мелентьевой "Туровец. Святая Русь... Святое место..." 

 Цимбалистый Иван Степанович

Родился 8 марта 1921г. в селе Марьяновка Каменец-Подольского района Хмельницкой области. Обладал незаурядными способностями. Программу средней школы освоил за 9 лет. Получил педагогическое образование. Преподавал историю и географию. Был завучем школы. В 1941г. ушёл на войну. Когда попал с товарищами в фашистское окружение (немцы загнали их в болото), поклялся себе, что если удастся выжить, уверует в Бога  и станет ему служить. На втором году пребывания на фронте получил тяжёлое ранение в голову. После госпиталя был комиссован. Закончил Каменец-Подольскую духовную семинарию. В Архангельск был направлен  в 1962 году. С 1966 года - священник Богоявленской церкви в Вилегодске . Проработал здесь до 1987 года. Потом вышел на пенсию и оставался жить в Вилегодске. Умер в 1996 году. Похоронен вместе с супругой Надеждой Степановной в Вилегодске, в ограде Богоявленского храма.

(записано со слов его дочери Татьяны Ивановны Цимбалистой)

Емельянов Николай Алексеевич

Отец Николай родился в городе Москве 21 ноября 1958 года. 24 мая 1986 года рукоположен в сан диакона епископом Архангельским и Мурманским Исидором в храме Рождества Божией Матери села Иб, Сыктывкарской области.

14 февраля 1988 года рукоположен в сан священника епископом Архангельским и Мурманским Пантелеймоном в Свято-Ильинском соборе города Архангельска.

Нёс церковное служение в Мурманской, а затем в Архангельской области. Отец Николай состоит в браке. Имеет четверо детей. С 1993 года переведён в Московскую епархию.

С 1997 по 2017 год служил в храме Преображения Господня в Тушине (Московский патриархат) в качестве командированного священника. Скончался 24 апреля 2017 года.

Иерей Николай отмечен священноначалием богослужебными наградами – правом ношения набедренника, камилавки и наперсного креста.

информация с сайта храма Преображения Господня в Тушине (Московский патриархат) http://spas-tushino.ru

Родом он из Москвы, выпускник механико-математического факультета МГУ, из профессорской семьи, сам отец большого семейства… Священничес­кий сан принял в 1985 году и был направлен служить в село Вилегодское, в Богоявленскую церковь единственную во всём районе, кото­рая не закрывалась в советские годы…

К рукоположению в священники Николая Емельянова готовил  отец Модест. Из рассказа отца Николая: «После окончания МГУ я работал в одном московском НИИ зав. сектором и одновременно служил алтарником в храме Пимена Великого... Официально служил, мне тогда было двадцать пять... А в Псковской епархии у меня был знакомый священник, я к нему частенько ездил, которого по каким-то причинам перевели служить в Архангельскую епархию, в Великий Устюг... А в Великом Устюге жил тогда отец Модест, он уже был выведен за штат. Восстанавливал очередной храм на Севере. К слову сказать, после заключения отец Модест, вся его жизнь, состояла в восстановлении разрушенных храмов: как только начнут служить в храме, его переводят на восстановление другого... Больше десятка храмов теперь восстановлено по Северу его трудами... Так вот, возвращаюсь к Путям Господним…

Знакомый мне псковский священник естественно познакомился в Устюге с отцом Модестом, а когда я приехал к нему, он и меня познакомил... Я несколько раз приезжал, отец Модест со мной беседовал, я же всё-таки алтарником служил, и в очередной мой приезд из Москвы, сказал, что в Котласе сейчас епископ Архангельский и Мурман­ский Исидор:

- Давай, поедем к нему. Это недалеко, - предложил отец Модест. Поехали, он представил меня епископу. Тот долго со мной беседовал, пригласил съездить вместе в Вельск, ещё один небольшой городок в Архангельской области, и там предложил мне рукоположение в священ­ство... Во дьяконы меня рукополагали недалеко от Сыктывкара, владыка увез подальше от начальства из управления церквей, там возражали: как же, сотрудник НИИ в религию... дьяконом я полтора года служил в Хибинах, а после принятия сана священника меня направили сюда, в Вилегодск, и здесь я с 1985 года... Вот такие «пути Господни» в моем случае».

из документального рассказа Николая ТРОПНИКОВА «СОЛОВЕЦКИЙ СЛЕД»

 

Кучеров Александр Алексеевич

 

Дата рождения: 18.03.1948
Дата диаконской хиротонии: 09.05.1990
Дата иерейской хиротонии: 19.12.1993

Родился 18 марта 1948 г. в г.Сызрань Самарской области. Образование среднее. Призвался в Армию в 1967 г., служил в г.Смоленске в Духовом оркестре. Демобилизовался в 1969 г., закончил курсы шоферов и работал водителем в грузовом автохозяйстве. С 1970 по 1973 работал в Мезенском морском торговом порту в должности портового рабочего. В 1973 – 1988 гг. работал на Котласском электромеханическом заводе в качестве машиниста котельных установок. В 1974 г. женился, имеет 4-х детей (два сына и две дочери). В 1988 г. был принят в храм псаломщиком. 9.05.1989 - рукоположен в сан диакона. 19.12.1993 – рукоположен в сан священника. 1.03.1994 – переведен в Богоявленский храм Вилегодского района. http://selovilegodsk.narod.ru/index/kucherovy/0-245

Информация с официального сайта Архангельской и Холмогорской епархии - http://www.arh-eparhia.ru

Об отце Александре читайте также http://selovilegodsk.narod.ru/index/kucherov_a_a/0-450

 

» Поиск

» Календарь
«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

» Архив записей

» Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании


  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz