Моя малая родина. Село Вилегодск. Четверг, 29.10.2020, 16:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Меньшаков Я.Н. | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
klim

» Форма входа

Полет начинается на земле

 

Новый герой рубрики «Земляки» для районной газеты, пилот-инструктор вертолета, заместитель генерального директора «Нарьян-Марского объединенного авиаотряда», выпускник Вилегодской средней школы 1985 года.

…С Яковом Николаевичем одноклассником моей мамы – Елены Леонидовны Меньшаковой - мы познакомились, когда оба приехали в отпуск на малую родину. Он уже отгостил у родителей и собирался с семьей на юг, я только прилетела из Санкт-Петербурга. Подтянутый, спортивного вида мужчина, с легкой проседью в волосах. Он пришел на встречу минута в минуту: в авиации отставание от расчетного времени полета на 120 секунд – это уже не хорошо.

После окончания школы Яша Меньшаков, как почти все юноши той поры, пошел в армию. Два года службы сменились Кременчугским летным училищем на Украине. Уже позже был заочно окончен Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. С 1991 года Яков Николаевич трудится в Нарьян-Маре.

– Летаем по Ненецкому автономному округу и Республике Коми, – рассказывает мой собеседник. – Привозим и вывозим рабочих с нефтяных месторождений, пассажиров по населенным пунктам округа, выполняем санитарные задания, проводим поисково-спасательные работы.

Крайний Север – территория в 600 тысяч квадратных километров. Зима здесь длится восемь месяцев, средняя температура июля – плюс 12 градусов, частые осадки. Круглогодичных автомобильных и железных дорог нет. Добраться в регион летом можно водным транспортом, зимой – по автозимнику, поэтому авиация является единственным постоянным видом транспорта, связывающим НАО с «большой землей».

Вертолёты МИ-8, на которых летает Яков Николаевич, допущены к полетам при температуре от –50 до +50 градусов. Крейсерская скорость – 230 км/ч, при сильных попутных ветрах может достигать и 300 км/ч.

– Полет начинается на земле, – говорит Яков Николаевич. – За полтора-два часа до вылета приходим на работу, обязательный медосмотр, узнаем маршрут, загрузку, погоду, рассчитываем необходимое количество топлива, заполняем документацию, и командир экипажа принимает решение на вылет. Пассажиров или груз подвозят к назначенному времени.

В период пандемии авиаотряд выполняет перевозку коронавирусных больных в окружную больницу. Пилоты – в защитных костюмах, масках, перчатках и очках. Вертолеты после полета проходят санитарную обработку. Сам Яков Николаевич теперь летает реже – много кабинетной работы, но за штурвал при случае садится.

– В июле поступил вызов из заповедника на мысе Желания (остров Новая Земля). Ученые из Русского географического общества изучали белых медведей. Сотрудник ремонтировал технику, вылезал из-под снегохода и встретил хищника. Медведь ему лицо разодрал, но его коллеги подоспели, отогнали зверя. Мы без дозаправки летели шесть с половиной часов, более 1500 километров. Вывезли, спасли.

Помощь порой требуется и самим летчикам. Для нештатных ситуаций на борту предусмотрены аварийные маяки, которые срабатывают при ударе и передают сигнал «SОS» в авиационно-космический центр поиска и спасания.

– Приземлялись как-то на берегу речки. Отказал гидроусилитель – заклинило ручку управления. Вертолет смещается назад, а там обрыв. Успели приземлиться… на самом краю.
С восторгом мой собеседник рассказывает о суровой красоте Новой Земли.


Многокилометровые ледники, стада северных оленей, «новоземельская бора» – порывистый ветер, за считанные минуты меняющийся пейзаж вокруг. Видеть такое не каждому выпадает!

– За штурвалом я отдыхаю, а вот на земле – стрессы (смеется). Правда, случаются ночные полеты, санзадания: летим в чум отдаленный, метель, а в эфире тишина, диспетчер не слышит нас. Вот тогда психологически тяжело бывает. Иной раз думаешь: «Ну и выбрал ты себе профессию!». Читал какого-то психолога американского: самолет летит сам, задача пилота – не мешать ему, поэтому летчики – открытые, веселые. А у вертолета аэродинамика другая, частые отказы техники, поэтому вертолетчики всегда в напряжении. Я за собой начал наблюдать, и действительно: летишь и постоянно боишься, что какая-нибудь система откажет.

Договариваясь с Яковом Николаевичем о встрече, я заверила его, что упомяну тему, с которой мы начали разговор – нехватку кадров. Вертолётчики старшего поколения выходят на пенсию, а молодёжи приходит в профессию мало. И это при зарплатах от 200 тысяч рублей в месяц и отпуске в 90 дней.

Гражданских вертолетчиков в России готовит Омский летно-технический колледж. Дело это затратное: перед тем, как сесть за «штурвал», курсант должен налетать 100 часов, а это топливо, ресурс вертолета, его обслуживание и ремонт.

– Да, условия у нас непростые: Крайний Север, сигнал на вылет может поступить в любое время. Но я с удовольствием хожу на работу, особенно когда случается полетать.


 

Беседовала Анастасия Меньшакова

Фото из личного архива Якова Меньшакова

"Знамя труда", 2020 год, 24 сентября

 

 

 

От благодарного афганского народа...

 

Теперь Афган - истории страница,

А ордена в шкафу, на пиджаке. 

Но до сих пор мне продолжает сниться

Последний бой в далеком кишлаке. Олег Ширяев

Многие жители Ненецкого округа хранят в домашних архивах награды, фотографии и документы, свидетельствующие об их участии в Афганской войне 1980-1989гг. Война в далеком горном Афганистане не пользовалась популярностью в народе, поэтому на волне перестройки и гласности тогдашний глава государства М.С. Горбачев поспешил в 1989 году вывести 40-ю армию под командованием генерала Б. Громова из этой страны. С тех пор минуло более полутора десятков лет, и молодые «афганцы» стали зрелыми мужчинами. О боевых действиях напоминают лишь черно-белые фотографии в альбомах и скромные медали, изредка надеваемые на лацканы пиджаков. В настоящее время в Ненецком округе проживает 44 участника боевых действий в Республике Афганистан - девять из них награждены боевыми медалями. Один из них - Яков Николаевич Меньшаков, ныне летчик 2-го класса, командир вертолета МИ-8 Нарьян-Марского объединенного авиаотряда. Именно в Афганистане, при десантировании с «восьмерок», заинтересовался он профессией летчика. Родился Яков 8 марта 1968 года в селе Самино Вилегодского района Архангельской области. Родители работали в совхозе, а детство и юность наш герой проводил, как и миллионы сверстников: школа, пионерская организация, увлечение спортом. 15 апреля 1986 году Яков закончил ГПТУ № 20 в Котласе и получил специальность фрезеровщика. Уже на другой день остриженных наголо рекрутов отправили в Архангельск, а через пять дней, 21 апреля 1986 года, команда призывников прибыла в Фергану, в учебный парашютно-десантный полк. Отбирали в «Войска Дяди Васи» широкоплечих, высоких (от 180 см), спортивных ребят. Командир полка на первом же построении четко пояснил: после шести месяцев подготовки все новобранцы будут направлены в Афганистан. Требования предъявлялись жесткие: ежедневно проводились кроссы, укладка парашютов, учебные прыжки, стрельбы, обучение рукопашному бою.  Запомнились и все три прыжка с парашютом - в Афганистане их потом не выполняли. Сам Яков Николаевич по прошествии 20 лет вспоминает об «учебке» с иронией: «Свойство человека забывать всё плохое. Помню, выспаться было пределом мечтаний. Еще нас там отвратительно кормили». В октябре 1986 года бравый десантник сфотографировался на память: возмужавший, похудевший - потаскай-ка по горам 20-килограммовую рацию Р-107 в полной боевой выкладке. Затем были 19 месяцев службы в Афганистане, знаменитая 103-я Витебская гвардейская воздушно-десантная дивизия, Кабул, Кандагар, Герат. Молодых северян поразили восточные базары, девушки в чадрах, минареты с муэдзинами. Выходы «на войну» - по тревоге, часто приходилось обеспечивать прохождение автоколонн. Главную опасность представляли мины, в изобилии установленные на дорогах и обочинах, и душманские снайперы. Боевые действия носили характер партизанских - молниеносные стычки, короткий огневой контакт, быстрый отход. Опасность подстерегала везде: однажды Якову крупно повезло: когда на БТР-80 он обходил заглохший грузовик, вслед за ним взорвалась на контактной мине автоцистерна. Тогда же за участие в боях командование наградило старшего сержанта Меньшакова медалью «За боевые заслуги» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29.02.88). Чуть позже, в апреле 1988 года, колонна, в голове которой шел бронетранспортер под его командованием, попала в засаду - из крупнокалиберного пулемета пришлось, как он выразился, «маленько пострелять». За этот бой его позже наградили медалью «За отвагу». А через несколько недель наступил долгожданный «дембель».Затем были три года напряженной и интересной учебы в Кременчугском летном училище. В 1991 году Яков Николаевич по распределению прибыл в Нарьян-Мар и начал летать вторым пилотом вертолета «Ми-8». За 15 лет он облетал весь Ненецкий округ, бывал воленеводческих бригадах, национальных поселках, городках нефтяников. Афганистан остался ярким воспоминанием в жизни бывшего десантника-радиста: «В 18 лет не думаешь о смерти. Несмотря на гибель товарищей, думаешь, что ты бессмертный». Награды Яков Николаевич Меньшаков надевает редко - война для него закончилась.

Материал взят из книги Канев Ю.В. Увенчанные славой. - Нарьян-Мар, 2006.

 

» Поиск

» Календарь
«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

» Архив записей

» Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании


  • Copyright MyCorp © 2020
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz