Моя малая родина. Село Вилегодск. Среда, 11.12.2019, 09:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Кучеров А.А. | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

» Форма входа

Земные заботы отца Александра

Одна из прихожанок Богоявленского храма, что в селе Вилегодск, позвонила в редакцию и попросила написать о священнослужителе - отце Александре Кучерове. 18 марта ему исполнилось 70 лет. За два дня до юбилея я побывала в Вилегодске. Как и положено, отстояла службу, а потом мы долго разговаривали: о его детстве и юности; о том, как пришел к вере; о красоте вверенного ему храма; о большой семье Кучеровых, и даже о Владимире Путине. Забегая вперед, скажу, что не все, о чем мы говорили, вошло в эту заметку.

Мой собеседник свое семидесятилетие не считает примечательной датой. Но на встречу согласился сразу, потому как уверен, что хороший неторопливый разговор между людьми вносит раздумье в их сердца, укрепляет дух, учит миролюбию и доброте.

Отец Александр из волжских, но всей душой полюбил Север. Северяне, считает он, самые приветливые и бескорыстные люди.

Так и появилась эта зарисовка "Земные заботы отца Александра", которую я постаралась делать не в спешке, пыталась еще понять, почему многих, совершенно разных людей притягивает к себе этот храм?

Честно признаться, думая о предстоящей встрече со священником, переживала: а вдруг спросит меня, часто ли хожу в церковь, чтобы услышать слово Божие? Тогда пришлось бы сказать, что к общей молитве я прибегаю крайне редко и дисциплинированной прихожанки (таинство крещения я приняла в Коряжемском храме в 2007 году) из меня пока не получилось. Конечно, я искренне уважаю тех, у кого есть своя, прочно протоптанная тропинка к Богу.

Оказалось, что смущалась зря: отец Александр - человек опытный, чуткий и понимает, что ходить в храм лучше по душевному настрою и согласию. Вера - дело добровольное и свободное. Ее, как известно, церковь не вымогает, дабы не пробудить в людях лицемерия. Но мой собеседник уверен: чтобы надеяться на милость Божию, надо здесь трудиться душой; хоть раз в год исповедоваться и причащаться, поститься и делать людям добро. От этого я сразу стала смелее: включила диктофон, настроила фотоаппарат.

Наш разговор заладился с первых минут общения, потому как в отце Александре почувствовала внимательного, доброго собеседника. А начала с самого главного: откуда он родом и как пришел к вере?

- Родился в небольшом шахтерском городке Сызрань. Как и все, рос, учился в школе. Был октябренком, пионером. В комсомол не вступил, и когда пришел в армию служить, понятно, стали там меня уговаривать: мол, надо получать комсомольский билет! Но, удивительно, я оказался тверд в своем решении, и уж больше ко мне с этой просьбой почему-то не подходили.

Попустил Господь и через неверие мне пройти, чтобы узнал, как это без Бога жить. Правда, бабушка моя и мама церковь посещали, отец уже только к концу своей жизни стал благообразным старцем: уверовал, бороду отпустил. Мне кажется, он был рад, что я священником стал.

...С армии Александр Алексеевич пришел в 1969 году. Окончил курсы шоферов, работал. Вскоре появилось чувство: немного тяготит его то, что происходит вокруг. Молодежь в Сызрани поддавалась на различные соблазны (пьянство, наркотики, драки), которые потом приводили некоторых к непоправимой беде. Чтобы уберечь себя, откликнулся на предложение брата - тот звал его к себе на Крайний Север. Так в 1971 году очутился в Мезени, устроился в речной порт. Три навигации грузчиком отработал. Когда они заканчивались, отправлялся туда, где можно было подработку сезонную найти. Побывал в Риге, Одессе, Мурманске... Молодого человека такая кочевая жизнь устраивала - романтика, новые знакомства. Но родители забеспокоились: надо прочно в жизни обосновываться, чтобы были дом, семья, уверенность в будущем.

В 1973 году приехал в Котлас, жил на доке. Работал и машинистом в котельной, и на выкатке леса. Настоящей тяжелой, физической работы не боялся. Однажды пригласили в Дом культуры, в эстрадную группу. Согласился, так как обладал хорошим голосом. Там и судьбу свою встретил - Нину. Девушка тоже занималась в художественной самодеятельности. Поженились, сын и дочь народились. О том, как первые шаги к Богу сделал, отец Александр так сказал:

- Конечно, бабушка и мама меня с собой в церковь в детстве брали, исповедовался я, причащался. Повзрослев, иногда искал и читал нужную литературу о православии. В те годы эти книги сложно было приобрести. Но серьезное решение принял, будучи уже человеком семейным. Что подтолкнуло, расскажу. Разное между супругами случается по молодости: иногда годами притираешься, только потом уже начинаешь ценить семейные ценности и уважать мнение другого близкого человека. Вот и у нас всякое бывало.

Однажды, приехав на Волгу навестить родителей, поговорил с мамой. Спросил о том, как правильно поддерживать отношения с супругой, чтобы не было недомолвок разных. У нас уже старшие Славик и Инночка подрастали. Мама так ответила: "Через одно можешь семью спасти - ходи в храм!"

Я тогда уже работал на механическом заводе. Помятуя о маминых словах, стал чаще ходить в церковь. Сначала помогал что-то сделать: мелкий хозяйственный ремонт, снег зимой убирал. Потом меня пригласили петь на клиросе. Детей, конечно, я тоже с собой брал в храм. После отец Николай Карпец, видимо, присмотревшись ко мне, предложил стать псаломщиком, потом диаконом. Кажется, мне тогда еще и сорока не исполнилось. Уволился с работы.

Тогда молодежь как-то мало ходила в храм. Прихожанами, в основном, были пожилые люди. Матушка моя тоже не сразу пришла к вере. В ее семье никто не молился. Долго не поддавалась на уговоры. А как это случилось, я и не заметил даже. Помню, спросил отца Николая: мол, как жене помочь, чтобы тоже уверовала? Он ответил: "Вымаливай!" Получается так: если жена верующая, то она мужа вымаливает, а если муж верующий, то он - жену!

Пока мы разговаривали с отцом Александром, матушка Нина тихо справляла какие-то хозяйственные дела в храме. Слышала, что она не очень любит рассказывать о себе. Да и к беседе нашей не прислушивалась. Зато много добрых слов сказал в ее адрес отец Александр, а самое главное: "Великая труженица!"

Четверо детей их уже давно выросли, стали самостоятельными. Родителей почитают. Дочери - Инна и Надя - замужем за священниками, живут за пределами Архангельской области. Старший Вячеслав в Коряжме обосновался, самый младший Иван - в Великом Устюге, служит с Владыкой. Внуков им привозят показать, погостить. Правда, всей большой семьей собираются не так часто.

- Дети и внуки у нас хорошие, все молимся, - с гордостью поделился отец Александр. - Остались мы сейчас вдвоем с матушкой, но не одни живем. Поселилась у нас старенькая бабушка из Коряжмы - Татьяна Егоровна, у нее никого из близких нет, она не совсем здорова. Вот уже год, как живет с нами, родной стала. Очень скромная, стеснительная, добрая. Усердно молится, ходит в храм. Хорошо, что рядом наш дом, на его территории.

Обращаюсь к собеседнику: "А наказывали ли своих детей за непослушание?" - "А как же иначе, - отвечает. - Как и все подростки, они тоже, случалось, иногда шалили, не слушались. Какие-то проказы у них были. За это и наказывали. В семье должны дети познать, что такое хорошо, а что такое - плохо".

...На Виледи отец Александр уже двадцать три года. Всех своих прихожан по имени знает. Говорит, что здесь люди добрые, ответственные, душевные. Что попросишь, всегда сделают. А ведь возрождение духовной жизни начинается, когда многие верующие и неверующие вовлечены в это общее благотворящее дело. И в центре всех этих перемен, конечно, были и будут отец Александр и матушка Нина, потому как считают оба: источник различных благотворительных порывов - доброта и взаимное согласие. Они отогревают души и объединяют.

- Как и в любом здании, доме - в храме тоже всегда нужно что-то подкрашивать, чинить, - продолжает наш разговор отец Александр. - Конечно, все делаем потихонечку, с Божьей помощью и неравнодушными людьми. Вот у нас облагорожен второй этаж, там проходят богослужения летом. Мне не удалось увидеть самое большое разрушительное начало этого храма, которое предстало перед моими предшественниками. Но я видел, какой была "израненной" церковь в Ильинске. А сейчас, слава Богу, в этих выстоявших стенах идут службы. Там удивительные преображения произошли. Вот и у нас, в Вилегодске, еще предстоит немало работы.

Хочу еще сказать, что северный народ очень мягкий, быстро откликающийся на просьбы. Мне здесь просто и легко, будто я родился тут. Сестры мои тоже бывали на Виледи, им очень приглянулись природа здешняя и люди. Считают, что тут очень хорошо молиться, дышать чистым воздухом благодатной здешней природы.

Отец Александр говорит, что нужно нам всем оглянуться кругом, прислушаться и понять, какими духовными богатствами мы обладаем. Действующие приходы на Виледи - это лишь маленькие искорки. Хотелось бы, чтобы они еще больше разрастались в пламя духовного самосознания. Мы должны воспитывать и укреплять свои души в добре, ибо, что бы ни сотворил человек, он творит изнутри себя.

...Поскольку юбилейный день рождения у отца Александра был в воскресенье, 18 марта, то я не могла не спросить своего собеседника о предстоящих выборах, его личном отношении к этому политическому событию. Избиратель Александр Алексеевич Кучеров был немногословен: "Спаси, Бог, тех, кто верит в возрождение России и трудится ей во благо! Я уважаю Владимира Путина и принимаю все его старания!"

Нина ОВЕЧКИНА

Фото Андрея БЫКОВА, Ильинско-Подомское-Вилегодск- Ильинско-Подомское

Знамя труда,  2018 год, 29 марта

 

» Поиск

» Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

» Архив записей

» Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании


  • Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz