Памятники истории и культуры Вилегодского района
Магазея (дерево), 19 век, не используется, д.Лубягино.
(Вилегодский край: Сборник статей и материалов. – Арх-ск: изд-во «Правда Севера», 1999.)
Магазея – зернохранилище, дом без окон для хранения зерна.
(Е.Байбородина, Н.Полушина. Вилегодская говоря. – М.:Издат.дом «Звонница-МГ», 2007.)
Магазея в д.Лубягино. Вид с берега. Фото Евгения Шевелёва
Предлагаем Вашему вниманию интересный очерк "Северные магазеи"с сайта «Всё самое интересное из социальной жизни России и других стран. Публикации современных новостей и главных событий» - http://handbook-news.ru . В нём рассказывается и о нашей магазее.
Северные магазеи
Filed Under (История) by admin on 21-02-2012 (http://handbook-news.ru/?m=20120221&paged=2)
Позвольте представить для вас маленький очерк об особенном типе штатской древесной архитектуры, может быть самом грозном :О)
Это – магазеи, публичные склады для таких стратегических ресурсов, как соль, мука, семечки. У их было две главные задачки – уберечь это добро от подмокания, ну и от плохих людей – в не наименьшей степени.
Потому смотрятся они сердито даже по сопоставлению с монументальными северными избами. Какие уж здесь шуточки?
Строили эти сооружения всем миром (под управлением волостного правления), и с полным сознанием значимости. Благодаря этому даже 150-летние магазеи и сейчас внушают.
Возникновение этого типа строений, думается, можно разъяснить несколькими причинами:
1) Как ни крути, а земледелие на Севере всегда было рискованным занятием. Вымерзание посевов, сильные неурожаи повторялись тут очень нередко – довольно взять всякую из северных летописей (Вычегодско-Вымскую, Двинскую, Устюжский летописец,…). "Публичный НЗ" семенного материала, продовольствия, лежавший в надёжном месте, внушал крестьянам некую дополнительную уверенность.
2) На свободном от помещиков Севере "крестьянский мир", община кустика примыкающих деревень, всегда была очень сильной. И такие формы публичного страхования были за века до всякой коллективизации.
3) Доставка многих продуктов (той же соли) в основном была сезонной – на судах по большой воде. Также проходили и ярмарки – в том же Черевкове либо (ниже) в Бестужеве. Для межсезонного хранения необходимо было очень огромное помещение.
На фото выше, кстати, из-за магазеи выглядывает современный магазин, иллюстрирующий конец длительных миграций этого слова и его смысла. Сначало оно всходит к арабскому mahzin – "склад". Потом долгим кружным методом через Средиземноморье и французский оно попало к нам, естественно, от голландцев с Петром I. Из magazein вышла магазея, но смысл, нужно сказать, сохранился. Именовать лавки "магазинами" стали поначалу в городках, ну а уж в русское время всюду.
Вот это, к примеру, не магазея. Это уже не публичный, а личный купеческий амбар, нужно мыслить, совмещённый с лавками. Но нужно сказать, он тоже очень впечатляет, как и почти все в наследстве купеческого села Черевково.
Амбар негоциантов Пироговых, кон. XIX – нач. XX вв. Село Черевково, Красноборский район Архангельской области.
Одна из более сохранившихся на Севере магазей – на окраине села Вилегодск. Тоже древнего (1-ое упоминание – 1381 год !), тоже когда-то купеческого, тоже на берегу реки.
Здание ещё пару лет вспять использовалось практически по прямому предназначению, а может быть ещё и будет.
Магазея на окраине села Вилегодск
Эта магазея меня впечатлила насмерть. То есть я в Лешуконском районе вообщем бродил наглухо впечатлённый, но таковой мощи от обыкновенной хозяйственной постройки, как магазеи в селе Койнас, очень тяжело ждать. Это же крепость !
Как назло, как раз в тот денек моя фотомыльница, изнурённая съёмками в влажных почвенных разрезах, отправила мне последнее прости, в смысле фото. Но при этом, в состоянии медицинской погибели, ещё почему-то делала видео.
Потому – поначалу снимок экрана с видео (магазея в объектив не заходит, вдумайтесь!). А кому не жаль 11 Мб, гляньте само видео.
Завершаю. Не знаю, почему они мне так нравятся, честно. Но я с наслаждением роюсь во всяких волостных документах, счастлив буду отыскивать строения этого типа в различных селах (я здесь выложил, естественно, не все из виденных).
Может, и вы что-то подскажете.
Магазеи, на мой вкус, никак не наименее ценные монументы, чем древесные храмы. Очень жалко, что многие из их даже не числятся под охраной (из перечисленных выше – только в Койнасе, плюс амбар Пирогова в Черевково). Часть из их – начинает разрушаться – к примеру, в Бестужево. Это тем более прискорбно, беря во внимание что у Бестужево – огромные планы по развитию познавательного туризма, да и вообще в таких сёлах - есть что посмотреть.