Александр Карпенко. Родной школе.
Нам бы памятник поставить
Учителям, учившим нас,
И школу старую прославить,
И самый светлый первый класс,
Куда пришли гурьбой смущённой
В сентябрьский солнечный денёк,
И встретил нас весёлой трелью
Тот школьный старенький звонок.
Цветов букеты пахли полем,
И формы школьные строги…
И вот, ура, теперь мы в школе,
Теперь мы все - ученики.
Как очень молоды вы были,
Как ясен взгляд был ваших глаз...
Мы крепко-крепко вас любили
И с нетерпеньем ждали вас.
Той старой школе лет немало
И нам немало стало лет,
Она и выглядит устало,
Но всё равно милее нет.
Милее нет да и не будет -
Там столько пройдено всего!
И вряд ли кто из нас забудет
То вилегодское село.
Твои учителя, твои ученики, родная школа
Начиная с 1863 года, крестьянских ребятишек обучали в небольшой сторожке при Богоявленской церкви, что величаво возвышалась в самом центре села. В 1870 году рядом построили бревенчатую избу (нынче в ней расположен музей), в которой разместилась трехклассная церковно-приходская школа. Учили детей жены священнослужителей: Валентина Григорьевна Дементьева (муж Владимир Рафаилович около 30 лет был священником Богоявленской церкви), Софья Николаевна Бубнова (муж - учитель пения, псаломщик Федор Афанасьевич), Нина Феодосьевна Голубцова (муж Владимир Александрович - священник).
Валентина Григорьевна Дементьева закончила Устюжское епархиальное училище. Учительствовала сначала в деревне Маурино, потом стала учить ребят в новой школе Вилегодска. Семья ее была большой. Валентина Григорьевна родила четырех сыновей и трех дочерей. На долю этой женщины выпали суровые испытания, но она всё пережила, всё выдержала, не согнулась. Советская власть устраивала настоящие гонения на церковнослужителей. Ее муж Владимир Рафаилович, "умнейший интеллигент того времени, знал в совершенстве четыре иностранных языка: немецкий, французский, английский и древнегреческий. 29 марта 1934 года его арестовали, обвинив в антисоветской пропаганде. Конфисковали все: дом, имущество, амбары, скот, одежду, мебель. Вот только баньку, топившуюся по-черному, чудом не отобрали.
"Валентина Григорьевна с детьми перебралась жить в баню. В ней сложили небольшую печь, вместо кроватей устроили нары. Здесь семейство прожило не один год. Однако и в бане семью не оставили в покое. Во время обысков все перетряхивали, выворачивали банный пол. Книжку "Хижина дяди Тома" на листы разорвали. Семилетняя Людмила схватила листы, прижала к себе, как большую драгоценность. У нее их пытались отобрать. Что она к себе прижала? Во что вцепилась маленькими ручонками? После ареста Валентины Григорьевны для семьи наступили действительно трагические дни. В тюрьме она пробыла недолго, но в момент ареста никто из детей не знал, сколько продлится ее заключение. В бане они остались одни. Младшему Глебу еще не было четырех лет. Старшему Евгению - двенадцать. В доме-бане он остался за старшего. Перед горькой разлукой мать утешал, как взрослый, настоящий мужчина:
- Мама, ты не расстраивайся, я их прокормлю.
"Прокормлю!" А самому двенадцатый год от роду. В таких условиях детство кончается быстро. Мир не без добрых людей: прихожане не бросили детей на произвол судьбы, ночами приносили в баню поесть, кто что мог. Вскоре освободили Валентину Григорьевну, она была беременна, и пришло время рожать". (Н, Редькин. "Семейство отца Владимира", "Знамя труда», 6 января 1994 года.)
Её отпустили на свободу. Она спешила домой к маленьким детям, шла пешком, переставляя руками отекшую в камере ногу. Дорога безлюдная, лесная, 25 километров. Она преодолела этот путь, дошла до села Вилегодска и через несколько часов родила дочь Нину". (Из письма дочерей Людмилы Владимировны Нотунаевой и Нины Владимировны Кайновой, проживающих в г. Кушве Свердловской области).
Сын Борис, обосновавшийся в землях чужих, приехал за матерью перед войной, в 1939 году, и увез ее на Урал. Семья поселилась в городе Кушве Свердловской области. Освоилась Валентина Григорьевна и даже работала в роно.
У людей всегда была в почете
Софья Николаевна Бубнова (1879 - 1962) в 1896 году окончила Устюжское епархиальное училище. Преподавала в Богоявленской церковно-приходской школе русский язык, латынь, арифметику с 1898 по 1924 годы.
О ней рассказала мне 83- летняя жительница Вилегодска Анна Матвеевна Бубнова:
- Это моя свекровь. Поженились мы с ее сыном Сергеем в 1938 году. А сватом к нам в деревню Лубягино пришла В.Г. Дементьева, У нее отношения с Сергеем были особые, как с родным сыном. Сама Софья Николаевна из Лальска, муж тоже приезжим был. С приходом советской власти, когда стали попов сажать, он уехал на Урал, писал письма. При советской власти ей разрешили обучать тех, кто по возрасту в школу ходить не мог, в вечернее время. Женщина была очень хорошая, у людей в почете, дети ее любили. В годы советской власти их очень притесняли. Курочку на улицу выпустить не разрешали. При коммуне им даже земли для посадки картофеля и овощей не давали. Сын в 12 лет пошел работать в лесопункт на подсочки, чтобы как-то прокормиться вместе с матерью.
Историческая справка
В 1900 году в Богоявленской школе обучались менее 30 человек. И даже с открытием школ в Маурино (в I900 г.) и в Самино (в 1905 г.) общее число учащихся не превышало 60. Это были только мальчики, дети зажиточных крестьян. Старожилы рассказывают, что во время исполнения церковных обрядов по деревням свита священника присматривала «кандидатуры» в ученики приходской школы. До 1917 года в деревнях Богоявленской волости из каждых 100 мужчин умели читать и писать только 10, а из 100 женщин -2, причем часто они были самоучками. В 1915 году из 252 жителей деревни Васюнино грамотными были 13 человек. Из 320 в деревне Гришинской - 43, из 173 на Дресвянке - 17. Среди грамотных не было ни одного человека с образованием, закончившим школу второй ступени.
Исидор - учитель начала века
В 1889 году в деревне Щербинская в крестьянской семье третьим ребенком из 15 родившихся появился на свет Исидор Григорьевич Харитонов. В 8 лет пошел учиться парнишка в Богоявленскую школу, закончил которую в 1900 году. В Ильинске он учился в церковно-приходской школе второй ступени и, окончив ее, получил звание учителя. Работал в Казакове, Вандыше, Холмце, Якушине и Селянах. В 1914 году призывается на первую мировую войну, служит в 29 Черниговском полку до октября 1917 года.
Всю свою жизнь он посвятил детям. В 1931-1933 годах трудился во вновь открывшейся в Никольске школе колхозной молодежи (ШКМ), заведовал учебной частью и вел литературу. С 1933 года и до конца педагогической деятельности учительствует в Вилегодской школе. Умер в 1947 году. Вместе с супругой Юлией Александровной (она трудилась в школе с 1922 по 1942 годы) воспитали трех сыновей: Александра, Ипполита и Леонида.
Харитоновы Исидор Григорьевич и Юлия Александровна
Историческая справка
В декабре 1917 года Декретом Советского правительства школа была преобразована в начальную четырехклассную первой ступени. В 1932 году она была реорганизована в семилетнюю школу крестьянской молодежи (ШКМ). За 20 лет существования в ней учились почти 2000 крестьянских детей.
Наш коллектив был очень дружным
Из воспоминаний Степана Николаевича Шарыпова:
- Первым директором Вилегодской ШКМ был И.П. Жданов. В 1933 году назначили меня. В те годы школа располагалась в трех зданиях. Педагогический коллектив был небольшой. Все учителя имели только среднее образование. Коммунальных квартир для учителей почти не было. Жили на частных квартирах. Сначала мы вместе с Ждановым квартировались в деревне Дресвянка. Потом решили отремонтировать квартиры в пустующем голубцовском доме. Комнаты оклеили обоями, в мастерской школы сделали деревянные кровати, постели набили соломой, и жизнь считали прекрасной.
Состав учительского коллектива был молодой. Питались в столовой, некоторые учителя в сельпо получали по 16 кг муки на месяц, а стряпать отдавали хозяйкам или знакомым женщинам. Помню такой случай. Техничка школы мне испекла хлеб. Уходя в школу, я забыл закрыть дверь квартиры. Во время моего отсутствия хлеб похитили. А ведь второго пайка муки мне никто не даст. Об этом я сообщил ученикам. И вот группа учеников во главе с Васей Харитоновым нашла хлеб, припрятанный похитителями.
Учительский коллектив был очень дружным, организовывали учительские вечера, которые проходили весело, с танцами и другими развлечениями. Весной и летом с увлечением играли в волейбол. Иногда силами учителей ставили спектакли. Изредка приезжали с кинопередвижками. Ученики очень любили военные картины.
Среди коллектива учащихся первых наборов особенно отличались в учебе Вася Харитонов, Лавер Меньшаков, Иван Меньшаков, Павел Елезов, брат и сестра Голубцовы, Коля Журавлев.
Старое здание школы
Полюбила физику благодаря Жданову
Теплые воспоминания сохранились у Л.Я. Шениной о своем учителе И.П. Жданове:
- Дисциплина у него на уроках физики была исключительной. Учить материал по своему предмету заставлял капитально. Объяснял очень доходчиво, просто, показывал интересные опыты. Благодаря этому талантливому и удивительному человеку физику я очень любила. В 1943 году Ивана Петровича взяли на фронт. Там он был связным. У меня до сих пор сохранился его рассказ о военной службе под названием "Телефонист". После войны он снова учил детей в Вилегодской школе.
Мы взрослели не по годам рано
Детство Петра Дмитриевича Меньшакова, как и многих его сверстников, пришлось на военное лихолетье. В своих мемуарах, что сохранились в музее, он вспоминает:
- Я закончил два класса, когда началась война. Матери, провожая на войну мужей, сыновей, а некоторые и дочерей, заливались горьким плачем. Уже через месяц в деревню стали приходить похоронки. До сих пор с ужасом вспоминаю, как тогда ревели женщины и как все это отражалось на неокрепшей детской психике. Взрослели мы не по годам рано. Если до войны лето проводили свободно, то теперь нам пришлось постоянно работать в колхозе. Было нам по 12-13 лет, а мы уже выполняли работу взрослых мужчин. В основном работали на лошадях, порой на коровах. Пахали землю. Ручки плуга находились на уровне плеч. Заносить плуг на поворотах силы не хватало. Возили навоз, сено, дрова. Питались плохо. Чистый хлеб матери не выпекали, в муку добавляли картофель, разные травы, а когда и опилки.
На год постарше меня учился в школе из нашей деревни Демидихи Ваня Сафронов. Он не стеснялся, ходил по деревням и просил "милостинки", кусочки хлеба. Позднее этот парень закончил горный институт, стал большим человеком.
Дома к урокам готовились с лучиной. Иногда я ходил ночевать домой, прошагав 9 км в одну сторону, иногда оставался на ночлег у кого-нибудь в деревне вместе с Иваном или у ребят в детдоме.
Был такой дом в Вилегодске во время войны. Жили в нем эвакуированные дети, в основном из Ленинграда. Питались и одевались они лучше, чем мы. На ногах носили ботинки на березовой подошве. Такой стук от них шел, что слышен был по всей школе, Мы же ходили в уледях.
Петр Дмитриевич выучился и сам стал педагогом, долгое время работал директором в Соровской школе, по образованию физик, математик. Свою любовь к физике ему передал И.П. Жданов. В настоящее время Петр Дмитриевич живет в г. Волхове Ленинградской области, имеет троих сыновей.
1947 год. Семиклассники с классным руководителем
Шевелёвым В.С. (в центре)
В музее сохранились замечательные снимки тех лет. Вот на фоне двухэтажной деревянной школы уселись на зеленый бугорок девчонки- школьники вместе со своим учителем. Открытые лица, волосы заплетены в косички, простенькие платьица. Обуты в ботинки, тапочки, большие кирзовые сапоги (видно не свои, а отцовские).
В детдоме ее звали "наш Лилек"
История оставила для нас сведения об удивительной женщине, оказавшейся вместе с эвакуированными детьми в Вилегодске. Это Лилия Павловна Табанайнен (позднее Меньшакова), по национальности карело-финка. Она приехала вместе с двумя своими сестрами-сиротами Тоней и Альмой. С 16 лет начала трудовую деятельность пионервожатой в этом же детском доме. Здесь ее звали ласково "наша Лиля", "наш Лилек". Позднее она выучилась, получила педагогическое образование. Учила детей в Вилегодске. Это был человек творческий, инициативный, увлекающий своим порывом, а главное - оптимист. Вокруг нее всегда были люди. Друзьям, соседям с ней жилось легко.
Лилия Павловна (слева) со своими воспитанницами
В 1955 году детский дом расформировали. Но Лилия Павловна всю жизнь проработала в школе, умерла и похоронена на Виледи.
Гордость школы - её выпускники
Первыми выпускниками 7- летней школы были Н.Ф. Журавлев, B.C. Харитонов, П.В. Елезов, В.П. Харитонов, Н.А. Журавлев и другие.
Важным событием была реорганизация ее в среднюю. В 1955 году школу покинули первые ее выпускники с аттестатом о среднем образовании. Среди них были Л.С. Шевелев, B.C. Шенин, Ф.И. Анкудинова, А.Е. Меньшаков, В.И. Попов, B.C. Собашников, А.Г. Меньшакова, В.П.Непеин.
Выпускники 1955 года -
участники художественной самодеятельности
Из стен Вилегодской школы вышли ребята, ставшие известными людьми не только на Виледи, но и в стране. В музее сохранены биографии многих из них. Мы публикуем лишь малую толику,
Валерий Николаевич Непеин (1946 г.р) окончил Ленинградский технологический институт целлюлозно-бумажной промышленности. Был назначен замом директора по научной работе Пермского филиала НИИ целлюлозно-бумажной промышленности. Защитил кандидатскую диссертацию. Имеет более 30 изобретений CCCR патентов США, Франции, Швеции, Дании. Удостоен звания "Изобретатель СССР".
Непеин Валерий Николаевич
Станислав Иванович Сухих (1939 г.р.) окончил филологический факультет Горьковского университета. Защитил диссертацию кандидата филологических наук. Работал преподавателем на кафедре, доцентом, потом деканом филологического факультета.
Сухих Станислав Иванович
Леонид Ефимович Журавлев (1938 г.р.) окончил школу с серебряной медалью, потом - Архангельский лесотехнический институт. Работал в Москве в Министерстве внутренних дел. Генерал-майор.
Журавлёв Леонид Ефимович
Виталий Семенович Шенин (1938 г.р.) окончил Кировский сельскохозяйственный институт. Работал главным агрономом, начальником в военных совхозах, позднее переведен в Центральное продовольственное управление Министерства обороны, где прошел путь от старшего офицера отдела сельского хозяйства до начальника управления, Награжден орденами Трудового Красного Знамени и "За службу Родине", "Заслуженный работник сельского хозяйства России", генерал-майор запаса.
Шенин Виталий Семёнович
Зоя Гомзякова.
«Вилегодская газета», 2000 год, 1 ноября, с.4-6.
145 лет здесь постигают удивительный мир знаний...
С Вилегодской средней школой я связала свою судьбу в далеком 1977 году, когда по приказу роно была переведена сюда из Вохтинской восьмилетки учителем немецкого языка. С тех пор она стала для меня родной. Сколько было всего пережито за эти тридцать восемь лет: и радости, и горечи, и взлеты, и падения, но школа для меня остается вторым домом, где всегда можно получить помощь в трудную минуту.
Перечитывая воспоминания о школе выпускников разных лет или разговаривая с ними, убеждаешься в том, что годы, проведенные в стенах нашей школы, для многих поколений мальчиков и девочек стали определяющими, по-настоящему добрыми и счастливыми.
А как это все начиналось, 145 лет назад? Давайте заглянем в прошлое.
В 1870 году в селе Богоявленское, так тогда назывался Вилегодск, была создана церковно-приходская школа (по названию села она получила свое название - Богоявленская). В ней было всего тридцать учеников, все мальчики. Позднее количество детей выросло до сорока двух человек, среди них было только три девочки. Обучались дети сначала в небольшой сторожке при церкви, что возвышалась в самом центре села, потом рядом была построена бревенчатая изба, в которой разместилась к тому времени трехклассная церковно-приходская школа.
Само название "церковно-приходская" говорит о том, что школа была полностью во власти церкви. В школу принимали детей зажиточных крестьян, которые отличались покорностью, смирением и смекалкой. Учили детей жены священнослужителей: Валентина Григорьевна Дементьева (ее муж, Владимир Рафаилович, около 30 лет был священником Богоявленской церкви), Софья Николаевна Бубнова (муж - учитель пения, псаломщик Федор Афанасьевич), Нина Феодосьевна Голубцова (муж - Владимир Александрович, священник).
В 1932 году школа реорганизуется в семилетнюю школу крестьянской молодежи - ШКМ.
В 1938 году - открыто новое двухэтажное деревянное здание с печным отоплением.
В 1952 году школе присвоен статус средней, и в 1955 году впервые были вручены аттестаты зрелости девятнадцати выпускникам.
Когда я пришла в школу, она размещалась в тринадцати зданиях, разбросанных по всему селу, так как число учащихся к тому времени составляло около 500 человек, и в одном здании все не помещались. Школу возглавлял в то время Алексей Федорович Стенин. Он был настоящим профессионалом, требовательным, трудолюбивым человеком, учителем с большой буквы. В селе до сих пор вспоминают о нем с теплотой. Он создал слаженный педагогический коллектив - коллектив энтузиастов своего дела. Благодаря этому умному, энергичному человеку школа смогла выйти на высокий уровень. До сих пор ее отличают высокое качество знаний, атмосфера уюта и доброжелательности. А педагогический коллектив современной Вилегодской средней общеобразовательной школы благодарен педагогам-ветеранам за созданные ими традиции и старается высоко нести честь своей родной Вилегодской средней.
С 1979 года мы работаем в новом здании. В этом учебном году 108 ученикам передают свои знания 22 педагога. Четырнадцать из них - наши выпускники. Это коллектив неравнодушных, талантливых учителей. Учителя, ученики, родители составляют коллектив единомышленников, живущих общими делами и идеями, что подтверждают и итоговые результаты учебной работы за последние пять лет. При стопроцентной успеваемости качество знаний составляло 48,4-54,6 процента. Более половины выпускников ежегодно поступают в высшие учебные заведения на бюджетной основе. Из одиннадцати выпускников 2014 года десять успешно обучаются в ВУЗах. Все четыре выпускника 2015 года - студенты высших учебных заведений страны.
За период существования средней школы, с золотой медалью ее окончили восемь человек и 26 человек - с серебряной. С 1994 по 2015 годы школа выпустила двадцать серебряных и четыре золотых медалистов.
С каждым годом увеличивается число призеров и победителей муниципальных, региональных выставок, конкурсов, фестивалей, смотров. Наши ребята принимают активное участие во Всероссийской олимпиаде школьников, конференциях проектно- исследовательских работ "Юность Виледи" и "Юность Поморья" и добиваются высоких результатов.
Чтобы вырастить из своих воспитанников образованных, всесторонне развитых людей, школе нужен творческий, инициативный учитель. Именно такие педагоги трудятся в Вилегодской школе. Я помню, как дружно, всем коллективом, мы учились работать на компьютерах, и теперь каждый учитель использует ИКТ в своей работе. А освоение новых программ по федеральным общеобразовательным стандартам? Здесь наши учителя стали первыми: с 2012 года школа является пилотной площадкой по внедрению ФГОС основного общего образования. За опытом работы к нам приезжают педагоги не только из школ района, но и из других территорий. И мы щедро делимся своими наработками! Можно сказать, что каждый член нашего педколлектива - это отшлифованная грань большого алмаза, искренне и без остатка отдающая свой "блеск" детям. Каждый является мастером в своем направлении.
И, конечно, без людей, готовящих вкусные обеды, создающих и поддерживающих уют, чистоту и порядок, ведущих бухгалтерский учет, не может существовать любое заведение. Мы благодарны техническому персоналу за создание условий для организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Но главная ценность Вилегодской школы - это наши дети! Такие разные по характеру и способностям, но очень замечательные ребята! Это ради них вот уже 145 лет Вилегодская школа ежедневно распахивает двери, чтобы все вместе мы постигали удивительный мир знаний, становились лучше, готовились достойно проживать каждый день нашей жизни.
Г.А. Сухих, учитель МОУ "Вилегодская СОШ"
"Знамя труда", 2015 год, 31 октября